Виталий Дубогрей (dubikvit) wrote,
Виталий Дубогрей
dubikvit

Category:

Как Владимир Высоцкий "Место встречи изменить нельзя" снимал



Все мы знаем, что режиссёром "Место встречи изменить нельзя" является Станислав Говорухин. Но есть в этом фильме несколько сцен, которые были сняты другим человеком, а именно - Владимиром Высоцким. Владимир Семёнович выступил в этом фильме не только как исполнитель роли Глеба Жеглова, а ещё и сорежиссёром




А дело было так. Где-то через месяц после начала съёмок, Говорухину пришлось уехать - киноначальство отправило его на какой-то кинофестиваль. Чтобы не останавливать съёмочный процесс, Говорухин решил оставить вместо себя Владимира Высоцкого, предварительно обсудив с ним детали, концепции снимаемых эпизодов, мизансцены и так далее. Ему оставили 400 метров плёнки, с расчётом, что этого ему хватит на неделю отсутствия основного режиссёра фильма. Вот только Высоцкий снял всё ему порученное за четыре дня. "Он бы в мое отсутствие снял всю картину, если бы ему позволили", - позже шутил Говорухин.



Но это было позже, а тогда, вернувшегося с фестиваля Говорухина, съёмочная группа встретила словами "Он нас измучил". Они были привычны к говорухинской манере съёмок - всё неспешно, можно сказать даже медлительно. У Высоцкого всё было не так. У него камера начинала крутиться через несколько минут после того, как он входил в павильон. Владимир Семёнович требовал, чтобы к началу съёмочной смены все службы киногруппы, от осветителей до костюмеров, были полностью готовы к работе. Все задачи были поставлены чётко, репетиции он проводил быстро и снимал, как правило, с одного-двух дублей.



Какие же сцены были сняты Высоцким? Я точно знаю про три - о них рассказывали сами участники съёмок.



Сцены с Груздевым. Вот как вспоминал об этом Сергей Юрский: "В большей части моих сцен режиссёром выступил Володя. Очень хорошо с ним работалось. Он находился в прекрасной форме. Люди Высоцкому очень доверяли - и актёры, и техники. Он был весел, собран, корректен. С ним можно было спорить, договариваться, предлагать... Это была качественная работа профессионала. В нем ничего не было для меня от того, что сейчас всячески нажимается как бы: гуляка праздный, эдакий Моцарт, который все время сочиняет песни, чуть отвлекаясь от них, небрежно делает какую-то работу, и она все равно гениальна. Вот этого ничего я никогда не заставал в общении с Володей. Я заставал человека трезвого, умеющего планировать и осуществлять планы, умеющего действительно быть руководителем без того, чтобы собою подменять всех остальных, контактного руководителя и контактного партнера, с которым дело иметь мне лично было необыкновенно приятно"



Ещё одна снятая Высоцким сцена - эпизод, где Фокс попадает к Шарапову на допрос. "Я паниковал жутко - все никак не мог нащупать рисунок роли, раскусить характер Фокса, - вспоминал Александр Борисович. - И тогда Володя без пижонства и назидательности сказал мне очень точную фразу: ты играй не бандита, а человека, который очень себя уважает. Мне вдруг стало так легко!"



Третья сцена - с участием погибшего оперативника Васи Векшина. Евгений Леонов-Гладышев, сыгравший Векшина, рассказывал, что Высоцкий предложил облачить его героя в белое офицерское кашне, которое в послевоенные годы носила молодёжь, не попавшая на фронт. Правда эти кадры в фильм не вошли

Правда, надо отметить, что вернувшийся с кинофестиваля Говорухин оказался не сильно доволен отснятым материалом. Исполнительница роли Желтовской Юнона Карева вспоминала, что "ему не нравилось всё — как я хожу, как я говорю, как и во что меня одели"



Сам же Говорухин вспоминал, что в некоторых снятых Высоцким кадрах чувствовалась театральная режиссура. Тем не менее, большинство из отснятых эпизодов в фильме он использовал, "так как у группы не было времени что-то переснимать, да и не было особой необходимости".



Но режиссура нескольких сцен не единственный вклад Высоцкого в ленту. Именно он познакомил Вайнеров с Говорухиным а после активно включился в работу над фильмом. Начиная с процесса работы над сценарием. Он приезжал в Переделкино и активно помогал Вайнерам и Говорухину, предлагал идеи, моменты. В частности, именно он придумал историю с фотографией Вари, приклеенной на дверь среди других фотографий, когда в сцене в подвале надо было дать Шарапову какой-то знак — указать дверь, ведущую к спасению. Ему, как вы все знаете, принадлежит идея шепелявости Кирпича, сыгранного Станиславом Садальским.



Благодаря именно Высоцкому в фильме появились Всеволод Абдулов, Иван Бортник, Виктор Павлов, Александр Белявский




[Источники...]

Использованы фотографии из архива Одесской киностудии и материалы из книг
Лазарева Г. "Глеб Жеглов. Володя Шарапов. Место встречи изменить нельзя". — Одесса: Феникс, 2012
"Владимир Высоцкий" / Сост. Лазарева Г., Миненко В.. — Одесса: Астропринт, 2006
Бакин В. "Владимир Высоцкий без мифов и легенд". — М.: Эксмо, 2010
Киеня В. "Киносудьба Владимира Высоцкого: фильмы, роли, песни". — Гомель: Полеспечать, 1992
Цыбульский М. "Владимир Высоцкий и его "кино". — Нижний Новгород: Деком, 2016




Tags: Высоцкий, Место встречи изменить нельзя, кино, советское кино
Subscribe

Posts from This Journal “Место встречи изменить нельзя” Tag

promo dubikvit september 19, 2016 14:04 70
Buy for 90 tokens
В этом году замечательной мультипликационной студии «Союзмультфильм» исполнилось 80 лет. Персонажи, которые подарила нам эта студия знакомы нам с пеленок. Мы все выросли на этих мультфильмах. Ждали их каждый день в "Спокойных ночах", подчеркивали в программках чтобы не пропустить на каникулах…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments