Виталий Дубогрей (dubikvit) wrote,
Виталий Дубогрей
dubikvit

Category:

Какие советские фильмы можно считать культовыми?



При описании многих старых фильмов, часто авторы употребляют термин (культовый фильм). Грешен, я тоже иногда его вставляю. А что такое культовое кино? И чем оно отличается просто от популярных фильмов? И какие советские фильмы действительно можно назвать культовыми?


Если обратиться к терминологии - легче не становится. Большинство определений больше запутывают, чем объясняют.

К примеру вот: Культовый фильм - фильм, ставший объектом почитания у сплочённой (иногда узкой) группы поклонников. Хотя культовым может стать как авторский, так и мейнстримный фильм, иногда к ним относят фильмы, не достигшие успеха в широком прокате и получившие популярность в некоторых социальных группах и субкультурах.

Т.е. получается, что фильм должен быть не просто популярным, а становится именно объектом почитания.

В другом словаре попалось вот такое определение: Культовый фильм должен привлекать относительно небольшую аудиторию и раздражать любителей массовой культуры

В таком случае, культовыми никак не могут быть популярные у широких слоёв населения фильмы. В нашем случае, если относить термин "культовые" к советским фильмам, то получается, что вылетают и комедия Гайдая, и комедии Рязанова, и популярные в народе истерны "Белое солнце пустыни" и "Неуловимые мстители", и такие многосерийки как "Место встречи изменить нельзя" и "17 мгновений весны". Это просто популярные в народе фильмы.

Но есть ещё вот такая формулировка: культовое кино — это кино, к которому определенная аудитория (она может быть определена с разной степенью точности) испытывает устойчивый, неослабевающий и высокий интерес. И вот под неё почти все вышеперечисленные фильмы подходят. Ибо что такое просто популярный фильм? Он может быть популярным в момент выхода, на него будут ломиться зрители в кино. Но через пару лет о нём забыли. А эти фильмы люди с удовольствием смотрят уже десятилетиями

Хотя, всё таки, с формулировкой "привлекать относительно небольшую аудиторию" я не согласен. Это не главное правило, делающее фильм культовым. Не совсем согласен и с "устойчивым интересом". Это важный фактор, но не определяющий. Главное, что он "становится объектом почитания". То есть фильм становится объектом культа, своего рода почитания у определённой группы людей. И кстати, все перечисленные фильмы опять же не подходят под это определения. Они популярны, но объект культа? Сомнительно. Ну разве что "17 мгновений весны", с шагнувшим из фильма в анекдоты Штирлицом. Но разве анекдотов достаточно, чтобы стать культом?


Тогда какие фильмы попадают под определяющие факторы? Таких наберётся не так много. На вскидку я назову, наверное три: "Кин-дза-дза!", "Асса" и (только не смейтесь) "Гостья из будущего". У этих фильмов стойкие сообщества фанов. Они в чём-то выражают философию поколения. И все они прошли проверку временем.

А Такие фильмы как "Место встречи изменить нельзя", "Ирония судьбы", "17 мгновений весны", "Белое солнце пустыни", всё же, просто популярные фильмы имеющие элементы культовости, но не ставшие ими. Частью культуры - да. Культом, как таковым - нет, и большого влияния на зрителя они не оказали.

А вот какие советские фильмы назовёте культовыми? И главное - почему?


[Источники...]

В коллаже использованы персонажи из х/ф
"Кин-дза-дза!", реж. Г. Данелия
"Асса", реж. С. Соловьёв
"Гостья из будущего", реж. П. Арсенов



Tags: кино, советское кино
Subscribe

Posts from This Journal “советское кино” Tag

  • Раздетые красавицы советского кино в комедиях Леонида Гайдая

    В своих комедиях режиссёр Леонид Гайдай снимал первых красавиц совтеского кино. Наталья Селезнёва, Наталья Варлей, Светлана Светличная - они до…

  • Только одно фото

    В пробах к фильму "Иван Васильевич меняет профессию" на роль жены изобретателя Тимофеева у Натальи Селезнёвой было очень мало шансов - у всех она…

  • Павел Кольцов из "Адъютант его превосходительства"

    На роль Павла Андреевича Кольцова, разведчика "красных" в Штабе Добровольческой армии, пробовали многих знаменитых в то время актёров. Но Юрия…

  • Только одно фото

    Изначально в роли леди Мэри начинала сниматься Анастасия Вертинская. С ней уже даже отсняли пару сцен. Но вдруг актриса начала морщить нос: музыка…

  • Как Алиса Селезнёва чуть не стала Аварией

    Изначально режиссер фильма "Авария - дочь мента" - Михаил Туманишвили, до того снимавший по большей части военные боевики — "Ответный ход" и…

  • Секс-символ Советского кино 80-х

    После экранизации романа Стендаля "Красное и черное", где Николай Ерёменко сыграл главную роль Жюльена Сореля, актера стали заваливать письмами…

  • Только одно фото

    Во время работы над фильмом "Вертикаль", режиссёр Станислав Говорухин очень тонко подшутил над Владимиром Высоцким. Однажды он несколько дней…

  • Арамис из "Д'Артаньян и три мушкетёра". Фотопробы

    По словам режиссёра Георгия Юнгвальд-Хилькевича, во время подготовки к съёмкам фильма "Д'Артаньян и три мушкетёра" самое трудное было - подыскать…

  • Только одно фото

    Молодые кинематографисты Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский обсуждают новый сценарий. 1962 год. Фото Александра Макарова /РИА Новости На…

promo dubikvit settembre 19, 2016 14:04 70
Buy for 90 tokens
В этом году замечательной мультипликационной студии «Союзмультфильм» исполнилось 80 лет. Персонажи, которые подарила нам эта студия знакомы нам с пеленок. Мы все выросли на этих мультфильмах. Ждали их каждый день в "Спокойных ночах", подчеркивали в программках чтобы не пропустить на каникулах…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 322 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →