Виталий Дубогрей (dubikvit) wrote,
Виталий Дубогрей
dubikvit

Category:

Какие советские фильмы можно считать культовыми?



При описании многих старых фильмов, часто авторы употребляют термин (культовый фильм). Грешен, я тоже иногда его вставляю. А что такое культовое кино? И чем оно отличается просто от популярных фильмов? И какие советские фильмы действительно можно назвать культовыми?


Если обратиться к терминологии - легче не становится. Большинство определений больше запутывают, чем объясняют.

К примеру вот: Культовый фильм - фильм, ставший объектом почитания у сплочённой (иногда узкой) группы поклонников. Хотя культовым может стать как авторский, так и мейнстримный фильм, иногда к ним относят фильмы, не достигшие успеха в широком прокате и получившие популярность в некоторых социальных группах и субкультурах.

Т.е. получается, что фильм должен быть не просто популярным, а становится именно объектом почитания.

В другом словаре попалось вот такое определение: Культовый фильм должен привлекать относительно небольшую аудиторию и раздражать любителей массовой культуры

В таком случае, культовыми никак не могут быть популярные у широких слоёв населения фильмы. В нашем случае, если относить термин "культовые" к советским фильмам, то получается, что вылетают и комедия Гайдая, и комедии Рязанова, и популярные в народе истерны "Белое солнце пустыни" и "Неуловимые мстители", и такие многосерийки как "Место встречи изменить нельзя" и "17 мгновений весны". Это просто популярные в народе фильмы.

Но есть ещё вот такая формулировка: культовое кино — это кино, к которому определенная аудитория (она может быть определена с разной степенью точности) испытывает устойчивый, неослабевающий и высокий интерес. И вот под неё почти все вышеперечисленные фильмы подходят. Ибо что такое просто популярный фильм? Он может быть популярным в момент выхода, на него будут ломиться зрители в кино. Но через пару лет о нём забыли. А эти фильмы люди с удовольствием смотрят уже десятилетиями

Хотя, всё таки, с формулировкой "привлекать относительно небольшую аудиторию" я не согласен. Это не главное правило, делающее фильм культовым. Не совсем согласен и с "устойчивым интересом". Это важный фактор, но не определяющий. Главное, что он "становится объектом почитания". То есть фильм становится объектом культа, своего рода почитания у определённой группы людей. И кстати, все перечисленные фильмы опять же не подходят под это определения. Они популярны, но объект культа? Сомнительно. Ну разве что "17 мгновений весны", с шагнувшим из фильма в анекдоты Штирлицом. Но разве анекдотов достаточно, чтобы стать культом?


Тогда какие фильмы попадают под определяющие факторы? Таких наберётся не так много. На вскидку я назову, наверное три: "Кин-дза-дза!", "Асса" и (только не смейтесь) "Гостья из будущего". У этих фильмов стойкие сообщества фанов. Они в чём-то выражают философию поколения. И все они прошли проверку временем.

А Такие фильмы как "Место встречи изменить нельзя", "Ирония судьбы", "17 мгновений весны", "Белое солнце пустыни", всё же, просто популярные фильмы имеющие элементы культовости, но не ставшие ими. Частью культуры - да. Культом, как таковым - нет, и большого влияния на зрителя они не оказали.

А вот какие советские фильмы назовёте культовыми? И главное - почему?


[Источники...]

В коллаже использованы персонажи из х/ф
"Кин-дза-дза!", реж. Г. Данелия
"Асса", реж. С. Соловьёв
"Гостья из будущего", реж. П. Арсенов



Tags: кино, советское кино
Subscribe

Posts from This Journal “советское кино” Tag

  • Леонид Куравлёв. Лучшие роли в кино

    У большинства актёров есть знаковые роли, с которыми их ассоциируют. Боярский - д' Артаньян, Демьяненко - Шурик, Высоцкий - Жеглов. Примеров…

  • Нетипичная типовая квартира из "Иронии судьбы"

    С чего начинается фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»? После мультзаставки идёт вступление, в котором Павел (голосом Александра Ширвиндта)…

  • Мона Анастасии Вертинской из «Безымянной звезды»

    Светскую львицу Мону из пьесы «Безымянная звезда» Михаил Козаков сразу увидел в Анастасии Вертинской. Именно её он хотел снять в этой…

  • Кузьма Иорданов из «Когда деревья были большими»

    Юрий Никулин у многих зрителей ассоциируется исключительно как комик. Клоун в цирке, а на экране – Балбес или Семён Семёныч Горбунков. Но лично…

  • Только одно фото

    Сценарий фильма "Тридцать три" писался исключительно на Юрия Никулина. Но когда съёмки уже были начаты, выяснилось, что Никулин сниматься не…

  • Люба Трофимова из "Офицеров"

    Съёмки художественного фильма «Офицеры» начались с работы над одной из самых последних сцен в картине, встречи постаревших друзей –…

  • Ведьма из фильма "Вий"

    Все прекрасно знают, что ведьму в фильме «Вий» сыграла очаровательная Наталья Варлей. Наталья Варлей в художественном фильме «Вий», режиссёры…

  • Только одно фото

    Снять художественный фильм "Афоня" режиссёру Георгию Данелии поручили на Мосфильме чуть ли не в приказном порядке. История начинающего сценариста…

  • Только одно фото

    Татьяну Клюеву Александр Роу заприметил еще во время работы над сказкой «Огонь, вода и медные трубы». Она снималась в кино с 13 лет и к тому…

promo dubikvit август 24, 2020 12:07 304
Buy for 90 tokens
Владимир Шарапов – герой не только фильма «Место встречи изменить нельзя» (и романа «Эра милосердия», по которому и снят фильм), это сквозной персонаж нескольких произведений братьев Вайнеров. Его судьбу можно легко проследить по нескольким детективным романам и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 316 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “советское кино” Tag

  • Леонид Куравлёв. Лучшие роли в кино

    У большинства актёров есть знаковые роли, с которыми их ассоциируют. Боярский - д' Артаньян, Демьяненко - Шурик, Высоцкий - Жеглов. Примеров…

  • Нетипичная типовая квартира из "Иронии судьбы"

    С чего начинается фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»? После мультзаставки идёт вступление, в котором Павел (голосом Александра Ширвиндта)…

  • Мона Анастасии Вертинской из «Безымянной звезды»

    Светскую львицу Мону из пьесы «Безымянная звезда» Михаил Козаков сразу увидел в Анастасии Вертинской. Именно её он хотел снять в этой…

  • Кузьма Иорданов из «Когда деревья были большими»

    Юрий Никулин у многих зрителей ассоциируется исключительно как комик. Клоун в цирке, а на экране – Балбес или Семён Семёныч Горбунков. Но лично…

  • Только одно фото

    Сценарий фильма "Тридцать три" писался исключительно на Юрия Никулина. Но когда съёмки уже были начаты, выяснилось, что Никулин сниматься не…

  • Люба Трофимова из "Офицеров"

    Съёмки художественного фильма «Офицеры» начались с работы над одной из самых последних сцен в картине, встречи постаревших друзей –…

  • Ведьма из фильма "Вий"

    Все прекрасно знают, что ведьму в фильме «Вий» сыграла очаровательная Наталья Варлей. Наталья Варлей в художественном фильме «Вий», режиссёры…

  • Только одно фото

    Снять художественный фильм "Афоня" режиссёру Георгию Данелии поручили на Мосфильме чуть ли не в приказном порядке. История начинающего сценариста…

  • Только одно фото

    Татьяну Клюеву Александр Роу заприметил еще во время работы над сказкой «Огонь, вода и медные трубы». Она снималась в кино с 13 лет и к тому…