?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Продолжение рассказа каскадёра и постановщика трюков фильма "Д'Артаньян и три мушкетёра" Николая Ващилина о том, как проходили съёмки культового советского фильма, проиллюстрированный уникальными фотографиями со съёмок их его личного архива


Конные проскачки и трюки в фильме могли бы быть в гораздо меньшем объёме. Во французском фильме «Три мушкетёра» 1961 года Бернара Бордери с Жераром Баррейем и Милен де Монжо мушкетёры за подвесками в Англию видимо ездили на поезде. Таких захватывающих проскачек и засад во французском фильме нет. Похожие проскачки были в американском фильме «Три мушкетёра» 1973 года режиссёра Ричарда Лестера с Майклом Йорком в роли д’Артаньяна. Это Георгий Эмильевич придумал такую выигрышную для кино прелесть. На стадии проработки сценария я предложил ему три варианта стандартных конных трюков в трёх засадах.

Портоса собьют, убив под ним лошадь из мушкета, а его дублёр выполнит трюк «подсечку лошади на галопе».



На троицу мушкетёров во второй засаде должны с деревьев спрыгнуть гвардейцы, но промахнувшись, бросятся в погоню, а Арамис, сбив с коня гвардейца, лихо прыгнет через баррикаду из повозок, порубив пеших гвардейцев, галопируя среди них верхом, скроется на своём коне в чаще леса.



А Атос, создавая преимущество перед толпой гвардейцев , выкинувших в драке его в окно и прижавших к стене д’Артаньяна, прыгнет на коне в разбитое окно таверны. Передав своего коня д’Артаньяну он проявит своё графское благородство и прикроет своей шпагой дальнейшую скачку д’Артаньяна к заветной цели.



Атос, в отличие от Арамиса и Портоса не помчится вдогонку за д’Артаньяном. Но ведь и Портос, и Арамис по пути в Лондон его не догонят. Да и побеждали они в одиночку дюжину гвардейцев, действуя в стиле сказочных (если не сказать – опереточных) героев. Таков жанр фильма, задуманного и снятого Юнгвальд-Хилькевичем.

Художник фильма Лариса с трудом согласилась построить в таверне такое огромное окно, но режиссёр её убедил пойти против правды. Конечно, на лошадях в окна не прыгали. И не только во Франции. Но создать на экране ритм движений актёров, сочетающийся с ритмом музыки не просто. Да ещё насытить экранную жизнь героев выразительными действиями. Можно, конечно, и в дилижансе себя проявить, как это было сделано Джоном Фордом в 1939 году. Но Юнгвальд-Хилькевич выбрал это.

Засада людей Рошфора на Портоса снималась первой. После падения, убитой из мушкетов лошади под Портосом, он остаётся на ногах и отстреливается от толпы гвардейцев из пистолетов, разогнав их по кустам.



Мне хотелось, чтобы вся поляна была густо затянута дымом и люди Рошфора появлялись и исчезали в гусом дыму, как призраки. Это помогло бы оправдать и противостояние одного Портоса против большого числа противников и убивать их по одному или парами. Потом из кустов вылетают кувырком парочка гвардейцев, и Портос, терзая кого-то, получает огромной дубиной по голове. Но дубина ломается, не причиняя ему вреда, и Портос ударом оглушает гвардейца. Сквозь сизый дым от выстрелов появляется очумевший гвардеец на коне и Портос сбивает его вместе с конём бычьим ударом своей крепкой головы. Сев верхом на поваленного и встающего коня, он бросается вслед за Д:Артаньяном. Стоп! Ещё дубль!

Падение Портоса снимаем полдня. Не получается у Ходюшина остаться на ногах после подсечки. Это классическое исполнение, показанное миру Петром Тимофеевым, артистом конного цирка Алибека Кантемирова. Точнее у Толи не получается сделать подсечку. Редко подворачивалась возможность в кино рискнуть чужой лошадкой. Подсечку он делает третий раз в жизни.



Толя падает неуклюже и лошадь успевает врезать задней ногой ему по голове так, что он полчаса лежал и держался за голову. Заныл, что я плохой постановщик конных трюков. А я перекрестился, что не отправлюсь из за этого выскочки в тюрьму.



Пришлось второпях самому делать второй дубль и тоже не очень удачный.


Каскадёр и режиссёр-постановщик трюков фильма Д'ртаньян и три мушкетёра Николай Ващилин - дублёр Портоса в сцене засады. Пригород Львова. 1978 год

Третий дубль (а каждый каскадёр имеет право на один дуль в день по инструкции) делает Коля Павлюк. Оставляем дубль, стоящего на четвереньках Портоса, которого двенадцать гвардейцев успели бы разорвать в клочья, пока он достаёт свои пистолеты. Когда начали снимать выстрелы, пистолеты не стали стрелять. Пиротехник со страху убежал с площадки в лес. Пришлось оставить дубль, где Портос распугивает гвардейцев не стреляющими, да и плохо различимыми на экране пистолетами. Крупный план пистолетов снять попросту поленились. Рисунок, разлетающихся в стороны гвардейцев, остался оправдан только свирепостью рыка Портоса. Пиротехник, убежавший с площадки, не сделал задымление, которое бы создало атмосферу боя, начавшегося с выстрелов гвардейцев из мушкетов и украсило изображение. Гена Макоев оглушил Портоса дубиной, сделанной из пенопласта на Одесской киностудии по просьбе режиссёра, со второго дубля и получил свою зуботычину. Я, вылетев из кустов, прыгнул на телегу и, получив удар от Портоса, грохнулся на землю.


Николай Ващилин падает с телеги от удара Портоса. Эпизод - засада на Гаврской дороге. Под Львовом. 1978 год

Как бы это смотрелось в клубах дыма. Особенно выезд из клубов дыма одинокого гвардейца на схватку с Портосом. Коля Павлюк выкатив на Исфане, завалил её, как любимую девушку. Причём три раза. В первом дубле Портос забыл с какой стороны нужно садится на заваленную лошадь.



Во втором завал сделали по другому, но, сев верхом, тяжёлый Портос не дал Исфане встать на ноги. Накануне Исфану опоили, ноги у неё отекли и она еле-еле на них стояла. Поднять Портоса она не смогла.



Такие мастера конного дела. Работа эта лошадиная не для слабых ребят. Но они и оказались не слабые. Особенно Хилл, который всё смонтировал из этого брака. Стоп! Снято!

Вторая засада на мушкетёров снималась в том же лесу. Ехать на съёмку около часа. Потом час гримироваться в автобусе гримёров. Наклеить усы и бороды десятку гвардейцев не так просто. С раннего утра в гостинице гримировали актёров. А на всю ораву ни рук, ни времени не хватало.



Слава Богу, костюмы мы брали с собой в гостиницу, обживали их и экономили рабочее время. Пока всех не подготовят, начать репетиции с теми, кто готов, довольно сложно. Люди ищут любой повод, чтобы лечь под кустом и затянуться сигареткой, обмусолить вчерашние похождения.



По замыслу режиссёра засада должна закончится победой Арамиса, воззвавшего к магической силе молитвы и таким образом прочертить его линию аббата. Кроме того Игорь хорошо сидел в седле и смотрелся на коне очень изящно. Ещё придумывая сцену, я решил оставить его верхом, рубящим гвардейцев, галопируя среди толпы. Репетиции Старыгин выдерживал блестяще. Ракурс съёмки сцены планировался мной из центра поляны, а Арамис галопирует вокруг камеры и рубит пеших и конных гвардейцев шпагой.



Так было бы легче обеспечить движение на галопе, удерживая из центра лошадь Старыгина на корде из тонкой капроновой лески. Оператор Саша Полынников в день съёмки встал не с той ноги и решил камеру поставить сбоку от поляны и снимать всё одним кадром на общем плане. Тут и крылась гибель замысла. Если я давал Саше совет как снимать, он делал всё наоборот. Даже если бы лошадь под Арамисом пошла галопом по кругу, видно бы ничего не было. Ближняя точка в двух метрах, дальняя в десяти. Но лошадь на съёмку привезли другую и она под Арамисом галопом не двигалась. Толя Ходюшин помочь делу не спешил.Его замыслы тоже стали понятны немного позже. Хотелось ему стать главным, а советские законы не позволяли. Не было у Толи нужных документов. От гвардейцев, размахивающих шпагами, лошадь шарахалась как от чертей.



К полной моей «радости» пиротехник привез только четырёхгранные рапиры, которыми мушкетёры в XVII веке не вооружались. Рубящие удары с коня делать ими не разумно. Только уколы. Не сразу я понял влияние рапириста Володи Балона на выбор оружия в фильме. Так, лучшая по рисунку сцена засады на Арамиса превратилась в серое месиво. Но каскадёры работали отлично. Особенно старались боксёры Женя Топоров и Костя Яковлев, получившие накануне от меня упрёк за трусость. Они не смогли по команде «начали» спрыгнуть с деревьев между скачущих на лошадях мушкетёров.


Женя Топоров мастер спорта по боксу, атакует Арамиса. Львов. 1978 год

Зато скачка и фехтование Игоря Старыгина были выше всяких похвал. Управлять лошадью одной рукой и при этом рубиться шпагой - это занятие не для слабонервных. Стоп! Снято!




Продолжение следует...

[Источники...]

При подготовке поста использовались вспоминания и фотографии из личного архива каскадёра, постановщика трюков Николая Ващилина с его личного разрешения

Перепост моего поста от 27 января 2015 года - Как снимали трюки для фильма «Д'Артаньян и три мушкетёра». Часть 4




Смотрите также:



Как проходили съёмки «Д'Артаньян и три мушкетёра». Часть 1 Как проходили съёмки «Д'Артаньян и три мушкетёра». Часть 2 Как проходили съёмки «Д'Артаньян и три мушкетёра». Часть 3



Posts from This Journal by “секреты старого кино” Tag

promo dubikvit сентябрь 19, 2016 14:04 70
Buy for 90 tokens
В этом году замечательной мультипликационной студии «Союзмультфильм» исполнилось 80 лет. Персонажи, которые подарила нам эта студия знакомы нам с пеленок. Мы все выросли на этих мультфильмах. Ждали их каждый день в "Спокойных ночах", подчеркивали в программках чтобы не пропустить на каникулах…

Comments

( 36 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
labana
Jun. 13th, 2018 07:23 am (UTC)

Очень интересно. Спасибо большое за эти посты.  Захотелось пересмотреть фильм).
Старыгин, спящий  под деревом - умилило)). Настроение фильма совпало с настроением актеров. Они этот фильм прожили,  а не сыграли).
Конкретно, в этих засадах мне нравится момент, когда Арамис кричит: "Стойте!" И призывает к молитве. Эхо такое в лесу, озвучка замечательная).
А вообще подробности поражают. Кажется, что всё само собой, а там каждый трюк продуман.

wendeline_fog
Jun. 13th, 2018 01:37 pm (UTC)
(no subject) - labana - Jun. 13th, 2018 07:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - wendeline_fog - Jun. 13th, 2018 07:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - labana - Jun. 13th, 2018 08:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - wendeline_fog - Jun. 13th, 2018 08:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - labana - Jun. 13th, 2018 08:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - wendeline_fog - Jun. 14th, 2018 06:07 am (UTC) - Expand
lrlay777
Jun. 13th, 2018 08:10 am (UTC)
"Толя падает неуклюже и лошадь успевает врезать задней ногой ему по голове так, что он полчаса лежал и держался за голову. Заныл, что я плохой постановщик конных трюков."
- Похоже , каскадеров вообще прислали с другой планеты. У жителей которых голова- это кость. Замаскировав под людей.
Обычный человек после удара подкованным , да и неподкованным копытом по голове жалуется только паталогоанатому)
mordor_inc
Jun. 13th, 2018 10:55 am (UTC)
Да нет, как повезёт. Если случайно, то можно синяком отделаться. А если это защитный удар задними ногами назад - тогда да. Шлем не спасёт.
(no subject) - tramarim - Jun. 13th, 2018 05:50 pm (UTC) - Expand
livejournal
Jun. 13th, 2018 08:33 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
yadocent
Jun. 13th, 2018 09:56 am (UTC)
сильно подозреваю, что Виталий выложил все эти посты оптом с отсрочкой, а сам уехал бухать на неделю. Реакции на замечания нет уже 4 пост подряд.
alekzander
Jun. 13th, 2018 10:16 am (UTC)
Чем больше читаю Ващилина, тем более неприятное остаётся впечатление. Гомер, Мильтон и Паниковский.
calib_n
Jun. 13th, 2018 11:53 am (UTC)

именно так. все, поголовно все на площадке - криворукие лентяи, которые ничего не умеют, не хотят репетировать, и при каждом удобном случае норовят лечь спать в кустах. и только героический каскадер почти в одиночку(хотя хиль и боярский все же немного помогают) тащит на себе всю картину! напрочь убили фразы о том, что оператор решил снимать не с того ракурса, который предлагал великий каскадер. только представьте! оператор решил что он видит кадр лучше каскадера! как что-то вообще получилось что-то снять в таких нечеловеческих условиях - загадка..

рассказ в целом интересный. но личности автора в нем походу много больше, чем чего-то, похожего на обьективность.

(no subject) - tramarim - Jun. 13th, 2018 05:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bellezeboob - Jun. 13th, 2018 01:08 pm (UTC) - Expand
mordor_inc
Jun. 13th, 2018 10:55 am (UTC)
Экие там интриги... Ващилин, Балон, Ходюшин...
anna_shibeko
Jun. 13th, 2018 11:06 am (UTC)
рискую навлечь на себя гнев поклонников данного произведения, но все бои в наших "Мушкетерах" мне ещё в детстве казались неимоверно унылыми, скучными и медлительными. (примерно, как игра наших нынешних футболистов)) За исключением только сцены с мерлезонским балетом, вот там нормальная движуха :) Когда же я посмотрела французскую классическую постановку (с Ж.Баррэ) то поняла, что не ошиблась в своих впечатлениях.
В Гардемаринах, кстати, такого впечатления уже не было, хотя и там, и там В.Балон поработал.
viktordmitriev
Jun. 13th, 2018 01:24 pm (UTC)
драки в фильме - самое слабое место. И фехтование плохое, и оружие сильно отличается от того, которое показано во французских фильмах. Там клинки гораздо шире, рубящие удары выглядят далеко не декоративными, а в нашей версии всё какое-то игрушечное.
(no subject) - anna_shibeko - Jun. 13th, 2018 01:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rekus_2 - Jun. 14th, 2018 09:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - anna_shibeko - Jun. 14th, 2018 09:41 am (UTC) - Expand
id77
Jun. 13th, 2018 11:34 am (UTC)
Отличный пост! Спасибо большое. Многое знал, но кое-чего нового для себя открыл. Спасибо еще раз.
И раз пошла такая пьянка - мало ли, будет интересно и мои небольшие исследования по теме:
Про вино: https://id77.livejournal.com/1801790.html, https://id77.livejournal.com/1804204.html
Кадинал ел бульон...:https://id77.livejournal.com/69925.html
Герои фильма и история: https://id77.livejournal.com/1610383.html, https://id77.livejournal.com/1612557.html, https://id77.livejournal.com/1616061.htmlhttps://id77.livejournal.com/1623469.html, https://id77.livejournal.com/1633752.html и https://id77.livejournal.com/1637830.html
Ну о реалиях мушкетеров короля и гвардейцев кардинала:
http://id77.livejournal.com/572667.html, http://id77.livejournal.com/574184.html, http://id77.livejournal.com/575641.html, http://id77.livejournal.com/576747.html и http://id77.livejournal.com/578382.html.
Сорри, что много.
Но мало ли- Вам, а может быть кому-нибудь еще будет интересно
roadfront
Jun. 14th, 2018 01:11 am (UTC)
с протухшими фото разберись.
shepardy
Jun. 13th, 2018 11:47 am (UTC)
в детстве делали после этого фильма шпаги из палок и полимерных крышек и играли в мушкетёров.
wendeline_fog
Jun. 13th, 2018 01:35 pm (UTC)
(no subject) - shepardy - Jun. 13th, 2018 01:42 pm (UTC) - Expand
bellezeboob
Jun. 13th, 2018 12:46 pm (UTC)
Как же нет сцен конных проскачек во французском фильме 1961 г.? Вот этот фильм

https://youtu.be/e7AB-vTWDro

Начиная с часа фильма, и особенно с 1:15мин сцен на лошадях и драк предостаточно.

Edited at 2018-06-13 12:47 pm (UTC)
wendeline_fog
Jun. 13th, 2018 01:35 pm (UTC)
roadfront
Jun. 14th, 2018 12:19 am (UTC)
aaaaaaa
ramke
Jun. 14th, 2018 12:47 pm (UTC)
Спасибо!
dascha_biryuck
Jun. 14th, 2018 09:29 pm (UTC)
Ужос. Мне всех этих балбесов не жалко. Мне лошадок жалко. и ваще. Чем весь этот мордобой, лучше посмотреть как танцуют симпатичные девочки.

Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 36 comments — Leave a comment )

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com