Одним из самых интересных и любимых в народе кинокомедиографов - по праву считается Леонид Гайдай. Интересно, что его творческий путь начинался с провалов – три его первых фильма были на голову разгромлены критиками, да и у народа большой любви не сыскали. И за этого он даже чуть было не ушёл из кино. Но потом пришёл успех. И начался он с короткометражки «Пёс Барбос и необычный кросс».
Идея этого фильма пришла к нему в посёлке Глазково, что сейчас является одним из районов Иркутска. Там жили родители Гайдая, и он, после своих неудач, уехал к ним в так называемый творческий отпуск. Именно там, листая подшивки старых газет, хранившихся на чердаке, он наткнулся на стихотворный фельетон Степана Олейника "Два Николы и Гаврила", который был перепечатан газетой «Правда» из журнала «Перец». Прочитав его, Гайдай вспомнил о другом рассказе, который он читал раньше – «Заряженная собака» Генри Лоусона
Именно эти два литературных источника, стали основой для первого успеха Гайдая (а не американские комедии «The Lucky Dog» и «The Rogue Song», как стала нынче модно кричать из-за всех углов).
А ещё, благодаря этому фильму в нашем кино появилась самое знаменитое трио – Трус, Балбес, Бывалый, блестяще сыгранные Георгием Вициным, Юрием Никулиным и Евгением Моргуновым. Популярность этих персонажей была колоссальная. Да и до сих пор фильмы Гайдая с их участием смотрят зрители с удовольствием
© Мосфильм
Но вернёмся к Гайдаю. Новая комедийная короткометражка имела бешенный успех. И не только в нашей стране – фильм купили более чем 100 стран (и заметьте, никто не заявил о плагиате)
На волне успеха, Гайдай снимает второй фильм с теми же участниками – «Самогонщики», на сюжет, предложенный Юрием Никулиным
© Мосфильм
В том же году выходит ещё один фильм Гайдая, который по сути представлял собой 3 короткометражки по мотивам рассказов О. Генри «Деловые люди». Не знаю как вам, а по мне это лучшая экранизация американского классика в мировом кино
© Мосфильм
Ну а следующим своим фильмом Леонид Иович доказал всем, что он выдающийся мастер эксцентрической комедии. В 1965 году на экраны вышел фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Что характерно, опять 3 короткометражки – Гайдай за полный метр пока браться не решался. Сюжет был предложен двумя сценаристами - Морисом Слободским и Яковом Костюковским. Рабочий сценарий, который назывался по началу «Несерьезные истории», был в итоге сделан за пару месяцев. Он состоял из двух новелл про студента Владика Арькова (или Арыкова, точно уже, видимо, никто не помнит). Первая – предложенная Слободским и Костюковским история о перевоспитании тунеядца, вторая – подсмотренная Гайдаем в одном польском журнале о любви во время сессии. Сценарий был одобрен, но сценаристам дали задание добавить к нему третью новеллу, в которой просто необходимо было нового сквозного героя столкнуть с полюбившейся зрителями троицей – Трусом, Балбесом и Бывалым. Вообще рассказ о съёмках этого фильма - это отдельный большой пост. Если интересно, почитайте - Как снимали "Операцию "Ы" и другие приключения Шурика". Вы узнаете как Владик стал Шуриком, кого в фильме мог сыграть Владимир Высоцкий и еще много других интересных деталей.
© Мосфильм
Успех у нового фильма был колоссальный. Фильм стал лидером проката 1965 года – в том году его посмотрели почти 70 млн. зрителей. После такого приёма новой комедии зрителем руководство Мосфильма почти в приказном порядке даёт Гайдаю задание снимать продолжение (сиквел, как это сейчас говорят), несмотря на то, что сам Гайдай считал историю Шурика исчерпанной. А знаменитой троицы так тем более. Но с руководством не поспоришь, и в середине лета была принята сценарная заявка новой комедии «Шурик в горах», состоящей на этот раз из двух новелл. Но в процессе работы над сценарием от второй новеллы решили отказаться и расширить первую до полноценного фильма – первая успешная полнометражка Гайдая. Про съёмки этого фильма можно смело снимать свой фильм. Чего стоит только история с выбором актрисы на главную роль, когда в её поисках было сделано несколько сотен фотопроб (некоторые из них я вам показывал в посте Нина из "Кавказской пленницы". Фотопробы).
© Мосфильм
Но речь сейчас не об этом
Это был триумф! Даже не так. ТРИУМФ!!!!! 76,5 млн. зрителей в первый год проката. Что нужно делать при таком успехе? Правильно – «ковать железо не отходя от кассы». И сюжет для продолжения полюбившейся зрителям истории придумали очень быстро. Действие нового фильма решили переместить в тюрьму, куда попали Трус, Балбес, Бывалый и товарищ Саахов. Но…
© Мосфильм
В Госкино решили, что юмор в "местах не столь отдалённых" и кино вещи несовместимые (Данелия и Серый через несколько лет полностью разобьют эту недальновидную фразу своими «Джентльменами удачи»). Да и Гайдаю уже порядком надоела его фирменная троица
В итоге Гайдаю пришлось искать новую идею для фильма. И он решил вновь обратиться к литературе – «12 стульев», вот что ещё никто не экранизировал. Но когда он пришёл с этой идеей в Госкино, ему сказали, что он опоздал – Швейцер уже работает над «Золотым телёнком» и надо подождать, что из этого выйдет.
Вот тут его давние приятели Слободской и Костюковкий предложили ему свой новый сценарий под названием «Контрабандист», идею которого подсказала им серия заметок в газете «Правда» о борьбе с контрабандистами. Гайдай ухватился за идею и в начале марта 1967 года на "Мосфильм" поступила заявка на сценарий, в котором простому гражданину из СССР в заграничном турне по ошибке в гипс прячут драгоценности. Сценаристы предложили Гайдаю в качестве отрицательных персонажей использовать уже раскрученных Труса, Балбеса и Бывалого, но услышали категоричное «НЕТ» - Никулина он решил сделать главным положительным персонажем, а Вицину отдать роль Козадоева. Об участие в проекте Моргунова речь даже и не шла – после ссоры на съёмках «Кавказской пленницы» их дорожки окончательно разошлись. Правда Георгий Михайлович пробы не прошёл (как и Валерий Носик, Рудольф Рудин, Михаил Пуговкин). Обаятельным горе-контрабандистом суждено было стать Андрею Миронову (подробно об этом и других фактах читайте в посте Как снимали комедию "Бриллиантовая рука").
© Мосфильм
После выхода комедии на экраны, в том, что Гайдай стал одним из главных комедиографов советского кино, не сомневался никто. Его фильмы на студии включали в план до завершения работы над ними (а бывало и до начала). Но режиссёра не покидала мысль об экранизации Ильфа и Петрова – «12 стульев» была настольной книгой режиссёра. Вот только тут его снова ждало разочарование - пока он работал над "Бриллиантовой рукой", добро на съёмку «Стульев» дали другому комедиографу - Георгию Данелия. Но тут не обошлось без провидения – Данелия под предлогом, что «перегорел», сам отказался от съёмок фильма в пользу Гайдая. И тот самоотверженно бросился за работу над «фильмом мечты». Выбор главного героя из пары сотен кандидатов, поиски подходящих стульев и многие другие истории со съёмок – тема для отдельного поста (Фотопробы на роль Остапа Бендера в комедию Л. Гайдая "12 стульев"). Главное итог. А он, кстати, неоднозначен. Споры о том, успех это Гайдая или провал, получился ли Бендер из Гомиашвили или нет, не утихают до сих пор
© Мосфильм
Но продолжим. Завершив работу над «Стульями», Гайдай стал искать литературный материал для следующей комедии. В это время он посмотрел спектакль «Иван Васильевич» по пьесе Булгакова в театре киноактёра. И хоть постановка ему не очень понравилась, других идей на тот момент у него не было. И он решился адаптировать пьесу для кино, взяв в соавторы сценария своего соседа – писателя сатирика Владлена Бахнова. Сценарий писался под Никулина – именно его Гайдай видел в роли царя Ивана Грозного и управдома Бунши. Вот только Никулин от съёмок отказался – он решил, что фильм не пройдёт цензуру. Гайдай не смог убедить актёра. Кто в итоге сыграл царя вы все прекрасно знаете (а кто пробовался, можете узнать в посте Кто мог сыграть Ивана Грозного в фильме "Иван Васильевич меняет профессию". Как и знаете, какой успех был у фильма. Никулин ошибся.
© Мосфильм
«Иван Васильевич» ещё не вышел в прокат, а у Гайдая появилась новая идея – ещё одна экранизация. На этот раз рассказов Михаила Зощенко. В этом фильме от решил вернуться к своему любимому жанру – короткометражным новеллам. В фильме «Тайна покрытая лаком» (такое рабочее название было у фильма), он, как и в «Иван Васильевиче», решил перенести героев Зощенко в современность, в 70-е. Но его отговорили, убедили, что лучше снимать кино об абстрактных мещанах, оставшихся в прошлом.
© Мосфильм
Этот фильм, к величайшему сожалению, можно назвать последней удачной работой Гайдая. Фильмы, которые он снимал позже, можно назвать если не провальными, то крепкими середнячками. Нет, они по-прежнему брали кассу – народ любил комедии Гайдая. Но это, скорее, по инерции, по прежним заслугам
[ Источники...]Источники
www.leonid-gaidai.ru/
www.mosfilm.ru/news/?ELEMENT_ID=1647
www.kinodog.ru/kino/rasskazi/pes_barbos.h
www.famousfix.com
www.feldgrau.info/2010-09-02-14-39-07/15
Смотрите также:
Юрий Никулин в комедиях Леонида Гайдая |
"Птичку Жалко!" Как Гайдай снимал знаменитые сцены в "Кавказской пленнице" |
Четырнадцать неизвестных комедий Гайдая |
10 комедий Леонида Гайдая, которые разобрали на цитаты |
Как Гайдай Милу Йовович снимать отказался |
Актёры, которых открыл Гайдай |
Journal information