?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

фантастика

В одном из недавних постов мне стали пенять, что я в раздел фантастики внёс фильм, являющийся классическим произведением жанра фэнтези. Стали говорить, что это что угодно, но не фантастика. Сказка, эпос и так далее. Но большинство нынешних произведений из жанра фантастики - то же самое фэнтези, только в космосе. Только вместо эльфов и троллей - пришельцы, вместо Саурона - МегаМозг или Дарт Вейдер. А вместо героев с мечами - лихие парни в звездолётах. Так давайте разберёмся является ли фэнтези фантастикой (рисунок Фрэнка Фразетты "Космическая атака")


Для начала давайте обратимся к терминологии. Итак, что говорится в словарях?

"ФАНТАСТИКА (от греч. phantastike - искусство воображать), форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними («сверхъестественная», «чудесная») картина Вселенной"

Пока никаких противоречий. Заглянем в другой словарь

"Фантастика (от греч. phantastike – искусство воображать), разновидность художественной литературы; её исходной идейно-эстетической установкой является диктат воображения над реальностью, порождающий картину «чудесного мира», противопоставленного обыденной действительности и привычным, бытовым представлениям о правдоподобии"

Ну это то же самое, только другими словами

Тогда перейдём к термину "фэнтези"

"ФЭНТЕЗИ (англ. phantasy букв. - фантазия), жанр литературы и искусства, примыкающий к научной фантастике, но в более свободной, «сказочной» манере использующий мотивы дальних перемещений в пространстве и времени, инопланетных миров, искусственных организмов, мифологию древних цивилизаций. В изо-искусстве элементы фэнтези часто сочетаются с абстракционизмом, сюрреализмом или претворяются в фантастический реализм"

"ФЭНТЕЗИ {англ. fantasy - фантазия} - лит. литературный жанр, возникший в первой половине XX столетия в англоязычной прозе; занимает промежуточное положение между научной фантастикой и сказкой, ведет свою родословную от народных эпосов европейских стран (напр., «Калевала» или «Беовульф»). Ф. богат поэтическими причудливыми образами, представляет сверхъестественные и нереалистические события и характеры. Основоположниками считаются американец Р. Говард и англичанин Р. Толкиен"

Ага! Вот здесь, наконец, более конкретно - занимает промежуточное положение между научной фантастикой и сказкой.

Вот с этой формулировкой я согласен практически полностью

Лично моё мнение такое: термин фантастика очень широк и включает в себя два основных жанра - научная фантастика и фэнтези, в каждом из которых есть деление на поджанры.

Например научная фантастика подразделяется на твёрдую научную фантастику («Машина времени» Герберта Уэллса, «Голова профессора Доуэля» Александра Беляева, «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова, «Сами боги» Айзека Азимова;); социальную фантастику («451 градус по Фаренгейту» Рэя Бредбери, «Град обреченный» братьев Стругацких). В энциклопедии фантастики под редакцией Владимира Гакова можно ещё встретить такие поджанры, как естественно-научная, научно-техническая, гуманитарная, утопия, антиутопия, роман-предупреждение. Главный принцип научной фантастики - обоснованность фантастического допущения с научной точки зрения

Теперь фэнтези. Тут тоже есть свои поджанры, причем классификация фэнтези может быть различной, в зависимости от того, по какому признаку идёт отталкивание. Эпическое фэнтези, тёмное фэнтези, мифологическое фэнтези, мистическое фэнтези и романтическое фэнтези. Историческое фэнтези и городское фэнтези. Героическое фэнтези, юмористическое и пародийное фэнтези. Ну и так далее. Главное отличие фэнтези от научной фантастики - практически полное отсутствие научной составляющей, в большинстве случаев наука заменена магией. Сам мир, в котором происходят события существует гипотетически. То ли действие происходит в параллельном мире, то ли на другой планете, а возможно "давным-давно, в далёкой-далёкой галактике"

Кроме того существует синтез жанров, когда признаки обоих существуют в одном произведении (тот же самый "Понедельник начинается в субботу" Стругацких). Тут тоже есть деление: научное фэнтези (волшебство имеет научное объяснение), технофэнтези (соединение техники и магии) и даже космоопера (да-да, космоопера это в большинстве случаев не научная фантастика, а сплав жанров)

Подводя итог всего вышеизложенного, я смею предположить, что люди, считающие фэнтези не фантастикой, воспитаны на книгах этого жанра, издававшихся в советское время. Тогда термина "фэнтези" практически никто не знал. Фантастику издавали в основном именно из разряда "научной фантастики". Именно поэтому при слове "фантастика" они представляют именно "научную", а всё остальное - "это уже не то". Может быть в чем-то они и правы, но...

Я не буду навязывать никому своей точки зрения. Для себя я давно решил, что термин "фантастика" очень широк. И лично для меня фэнтези это один из его жанров


[Источники...]Источники

www.artchive.ru/artists/65344~Frenk_Frazetta/works/358709~Kosmicheskaja_ataka
www.classes.ru/
www.gatchina3000.ru/big/index.htm
www.slavcenteur.ru/Proba/Kovtun/kovtun_vymysel.pdf





Смотрите также:



Книги нашего детства.
Советская фантастика
Книги нашего детства.
Зарубежная фантастика
Лучшие фантастические сериалы
2016 года



Posts from This Journal by “фантастика” Tag

promo dubikvit сентябрь 19, 2016 14:04 70
Buy for 90 tokens
В этом году замечательной мультипликационной студии «Союзмультфильм» исполнилось 80 лет. Персонажи, которые подарила нам эта студия знакомы нам с пеленок. Мы все выросли на этих мультфильмах. Ждали их каждый день в "Спокойных ночах", подчеркивали в программках чтобы не пропустить на каникулах…

Comments

( 143 comments — Leave a comment )
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
martcell
Dec. 18th, 2016 09:16 am (UTC)
Основоположниками считаются американец Р. Говард и англичанин Р. Толкиен - всегда удивляла эта фраза. А как же Берроуз?!
dubikvit
Dec. 18th, 2016 09:22 am (UTC)
а вот его принято относить к научной фантастике
(no subject) - jerveza - Dec. 18th, 2016 10:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - dubikvit - Dec. 18th, 2016 10:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - jerveza - Dec. 18th, 2016 11:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - lytrumsalicaria - Dec. 18th, 2016 12:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jerveza - Dec. 18th, 2016 06:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lytrumsalicaria - Dec. 18th, 2016 07:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jerveza - Dec. 18th, 2016 08:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deadmanru - Dec. 22nd, 2016 02:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - larsage - Dec. 22nd, 2016 09:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - lytrumsalicaria - Dec. 22nd, 2016 07:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - jerveza - Dec. 23rd, 2016 08:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lynx_tassi - Dec. 29th, 2016 06:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Олег Луговской - Dec. 18th, 2016 12:11 pm (UTC) - Expand
Alex Winter
Dec. 18th, 2016 09:20 am (UTC)
Игра Престолов, Нарния и Властелин Колец - фэнтэзи. А если перенести действие этих книг на другую планету и добавить роботов, это уже превращается в фантастику.
dubikvit
Dec. 18th, 2016 09:23 am (UTC)
именно так, получатся "Звёздные войны"
(no subject) - Alex Winter - Dec. 18th, 2016 09:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - kraken_ktulhu - Dec. 18th, 2016 11:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - lito - Dec. 18th, 2016 12:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cleagan - Dec. 22nd, 2016 06:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - lito - Dec. 22nd, 2016 07:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - cleagan - Dec. 22nd, 2016 08:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - kostianych - Dec. 22nd, 2016 07:36 am (UTC) - Expand
mechnik
Dec. 18th, 2016 09:24 am (UTC)
Хм... все-таки отнести космооперу к фентези - это слишком смело.
dubikvit
Dec. 18th, 2016 09:27 am (UTC)
Нет, не фэнтези - а сплав жанров
(no subject) - mechnik - Dec. 18th, 2016 08:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tiresome_cat - Dec. 18th, 2016 01:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mechnik - Dec. 18th, 2016 07:56 pm (UTC) - Expand
solar_front
Dec. 18th, 2016 09:31 am (UTC)
Я не пенял!))

Плтом в словарик посмотрел и заткнулся.))
dubikvit
Dec. 18th, 2016 09:34 am (UTC)
Но вы были не единственным. )))
Да и в других постах тоже проскакивало, типа "что в обзоре фантастики делают "Хоббит" и "Властелин колец"?"
(no subject) - solar_front - Dec. 18th, 2016 09:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - solar_front - Dec. 18th, 2016 11:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - ptitsarukh - Dec. 18th, 2016 07:10 pm (UTC) - Expand
rediska1984
Dec. 18th, 2016 09:33 am (UTC)
Для меня, если есть попытка или логическое обоснование технологий то фантастика. Если нет, то фентези.
dubikvit
Dec. 18th, 2016 09:36 am (UTC)
уточню, если есть попытка или логическое обоснование технологий то научная фантастика
(no subject) - rediska1984 - Dec. 18th, 2016 09:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - leokand - Dec. 18th, 2016 09:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - rediska1984 - Dec. 18th, 2016 10:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - tlkh - Dec. 22nd, 2016 10:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - rediska1984 - Dec. 22nd, 2016 05:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tlkh - Dec. 22nd, 2016 10:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rediska1984 - Dec. 23rd, 2016 05:55 am (UTC) - Expand
zurgadai
Dec. 18th, 2016 09:37 am (UTC)
Зачем же гадать, когда можно обратиться к литературе и литературоведам.
К Бахтину и его последователям.
О. Чигиринская:
Следуя Бахтину, я предпочитаю называть фантастику жанром, и определять его главную жанрообразующую поэтическую черту как "невозможный" хронотоп, создаваемый тремя основными методами: утопией (невозможное место), ухронией (невозможное время) и ускэвией (невозможная вещь в подчеркнуто реальном хронотопе).

То или иное использование этих приемов порождает разные субжанры фантастики. Например, то, что мы называем "фэнтези" и то, что мы называем "космической оперой" по сути дела разнятся только выбором топоса: для фэнтези это - некий мир, опознаваемый как легендарное прошлое нашего мира - но реально никогда не существовавший; для космической оперы - мир, опознаваемый как некое условное будущее, полный плодов сегодняшнего технического прогресса; временная же структура в обоих случаях одинакова: это так называемое авантюрное время, описанное Бахтиным как временная структура рыцарского романа: "Время распадается на ряд отрезков-авантюр, внутри которых оно организовано абстрактно-технически, связь его с пространством также технична". Герой космической оперы и фэнтези - также необычайно похож на героя рыцарского романа: "авантюрист, но авантюрист бескорыстный (:). Он по самому своему существу может жить только в этом мире чудесных случайностей и в них сохранять свое тождество. И самый <кодекс> его, которым измеряется его тождество, рассчитан именно на этот мир чудесных случайностей".
kraken_ktulhu
Dec. 18th, 2016 11:32 am (UTC)
Бритва Оккама на вас затупится и выщербится..
(no subject) - hirurg_thegreat - Dec. 18th, 2016 12:08 pm (UTC) - Expand
vombatus123
Dec. 18th, 2016 09:38 am (UTC)
"Только вместо эльфов и троллей - пришельцы"

Для меня различие простое - если пришельцы обходятся без колдовства и магии, то это фантастика разной степени научности, если же совершают чудеса, причём без всяких намёков на разъяснение принципов работы, то это фэнтези.
leokand
Dec. 18th, 2016 09:52 am (UTC)
То есть, если бы у Гарри Поттера вместо волшебной палочки и заклинаний был «лямбда-лучевой преобразователь материи с акустическим управлением», он стал бы фантастикой? :)
(no subject) - vombatus123 - Dec. 18th, 2016 10:03 am (UTC) - Expand
edelveis8
Dec. 18th, 2016 09:38 am (UTC)
если наука – фантастика, если магия – фэнтези.
вот такое определение, я думаю, вполне могло бы всех устроить.
dubikvit
Dec. 18th, 2016 09:49 am (UTC)
если наука - научная фантастика
а так - фантастика и то и другое
(no subject) - vombatus123 - Dec. 18th, 2016 10:08 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - vombatus123 - Dec. 18th, 2016 11:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - tiresome_cat - Dec. 18th, 2016 01:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tlkh - Dec. 22nd, 2016 10:37 am (UTC) - Expand
far_far_north
Dec. 18th, 2016 09:44 am (UTC)

Фэнтези поджанр фантастики.

orlan77777
Dec. 18th, 2016 09:45 am (UTC)
Была одно время такая теория: фантастика- действие происходит в будущем, фэнтэзи - действие происходит в прошлом. А я согласен с автором поста, фантастика многослойна, сюда входит и научная фантастика и фэнтэзи .
Но вот тогда получается что и сказки нужно включать в фантастику.
abs8192
Dec. 18th, 2016 09:50 am (UTC)
Легко догадаться, что в произведении есть два плана:
- Некий антураж, сцена
- И собственно похождения героев.

Антураж может быть магическим (фэнтези), научным (фантастика), сказочным (например мир животных), реалистичным, итп. Но главным героем повествования является всё-таки не он, а персонажи. Так вот, если приключения персонажей крутятся вокруг научной идеи - это sci-fi. Если магии - это фэнтези. Всё остальное - фантастика общего вида, не имеющая специального наименования. Просто приключенческий роман, где люди важнее декораций, и декорации безболезненно можно заменить.
tlkh
Dec. 22nd, 2016 10:40 am (UTC)
А как отличить магию от научной идеи?
(no subject) - abs8192 - Dec. 22nd, 2016 06:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tlkh - Dec. 22nd, 2016 10:07 pm (UTC) - Expand
Олег Луговской
Dec. 18th, 2016 09:52 am (UTC)
Журнал "Мир фантастики" очень демократичен."Фэнтези и фантастика во всех проявлениях"(с)
leokand
Dec. 18th, 2016 10:02 am (UTC)
Классическая дистиллированная научная фантастика в стиле Верна или Уэллса практически исчезла максимум к 1960-м годам. Вся более или менее успешная фантастика уже давно не описание научного открытия, а описание взаимодействий людей в фантастическом антураже.
R9R7R9
Dec. 18th, 2016 04:56 pm (UTC)
практически исчезла максимум к 1960-м годам
Да-да... И "Фонтаны Рая" Кларка - это чистое фэнтези...
moskovsk_bambuk
Dec. 18th, 2016 10:09 am (UTC)
Современная фантастика включает в себя такие жанры как научная фантастика, фэнтези, ужасы, магический реализм и многие другие. (Википедия)

Так что и фэнтези (fantasy), и научная фантастика (science fiction) являются фантастикой. В англоязычной литературе нет понятия "фантастика", есть science fiction (SF) - научная фантастика.
prosto_kak_123
Dec. 18th, 2016 10:26 am (UTC)
А для меня фэнтези это детские сказки, а лучшая фантастика - научно-популярная
R9R7R9
Dec. 18th, 2016 05:21 pm (UTC)
лучшая фантастика - научно-популярная
"Делались попытки сгладить явный триумф победы воображения над зако­нами природы, вводя в текст рассказа дифференциальные уравнения в частных производных — прием явно некорректный и по отношению к собратьям по перу, и к читателям. С подобными тенденциями показывать свою образованность в фантастике следует бороться самым решительным образом." И. Варшавский

(Варшавский конкретно намекает на Чёрное облако / The Black Cloud Фреда Хойла)
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( 143 comments — Leave a comment )

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com