Постоянные читатели моего блога, наверное уже знают (а если не знают, то догадываются), что я являюсь поклонником отечественной рок музыки 80-90-х годов. Я периодически публикую материалы по этой теме. И среди комментариев часто встречается точка зрения, что "эти волосатые парни с гитарами" были чуть ли основной причиной развала СССР. В этой подборке я выбрал несколько песен, которые по мнению этих людей способствовали развалу страны
И начать надо наверное с песни Виктора Цоя и группы Кино "Перемен"
Песня стала всесоюзно знаменитой после премьеры кинофильма Сергея Соловьева "АССА". В финальной сцене фильма Цой оказывается на пустой сцене ялтинского ресторана, где, в атмосфере советского бюрократического абсурда, должно пройти его "прослушивание". Внезапно c первыми тактами музыки камера начинает панорамировать огромное открытое ночное пространство, заполненное поднимающей руки с зажигалками молодежью, которая как бы подхватывает призыв Цоя, звучащий уже чуть ли не как политическое требование
Сам Цой в интервью не раз говорил, что не считает свою песню протестом, а себя - борцом за перемены. Так же он не понимал, зачем Соловьёв вставил её в свой фильм. "Она выглядит там вставным зубом" - это слова Виктора. Цой также говорил, что вкладывал в текст совсем не тот смысл, который народ стремится в нем найти, он выражал надежду, что когда-нибудь люди разберутся с истинным значением песни, и "все станет на свои места". Но все произошло как раз наоборот. "Перемен", как и раньше, продолжают использовать политические партии, общественные организации, народные движения и участники акций протеста
Идём дальше
Аквариум - "Поезд в огне"
Судьба песни "Поезд в огне" группы Аквариум несколько похожа на участь композиции "Перемен" Виктора Цоя. Ее тоже нередко пытаются привязать к той или иной ситуации в стране или даже использовать в качестве гимна. А ведь Борис Гребенщиков, рассказывая об истории создания песни "Поезд в огне", неоднократно подчеркивал, что она не задумывалась как остро-политическая тема, которой ее многие считают.
"...я клянусь, чтo "Поезд в oгнe" нe был пoлитичeскoй песней. Mнe пришла в гoлoву oчeнь хорошая стрoчкa, я нaчaл думать, чтo произойдет дaльшe с Вaсиным и егo женой — и нeoжидaннo мы пoпaли в тoчнo такую ситуaцию, когда меня oчeнь дoстaлo то, что происходило вoкруг. Я просто буквально зарегистрировал то, что происходило вокруг"
Но если Борис Гребещиков и открещивался от конкретного общественно-политического подтекста песни, то соответствующий видеоклип группы, созданный весной 1988 года режиссером-параллельщиком Сергеем Дебижевым и показанный по телевидению в программе "Взгляд", наоборот, акцентирует именно актуальное политическое звучание: кадры исторической кинохроники с разрушаемыми коммунистами церквями, митингующим Троцким и сам образ летящего вперед паровоза предельно ясно сигнализируют — опыт 70 лет советской власти губителен для страны, пора выбирать новую дорогу
Алиса - "Время менять имена"
Ещё одна рифмующаяся в своей прямолинейности с "Перемен!" Цоя песня - "Время менять имена" Константина Кинчева из юбилейного 1987 года (года 70-летия Октябрьской революции) Песня открыто апеллирует к революционному опыту прошлого, к «гневу площадей», который действительно не заставит себя долго ждать - антикоммунистические митинги к концу 80-х будут собирать сотни тысяч людей
Гражданская оборона - "Все идет по плану"
Текст Егора Летова, написанный еще в 1986 году, построен на контрасте между реальной действительностью и реальностью буксующей "перестройки", никак не соответствующей победным реляциям из телевизора.
Сам Летов утверждал, что песни у него направлены не в целом против СССР, а против издержек системы. И потом, в 1990-х он уже пел патриотические песни и придерживался просоветских взглядов
Наутилус Помпилиус - "Скованные одной цепью"
Песня на стихи Ильи Кормильцева, написанные ещё в 1984 году (испытавшего здесь очевидное влияние поэтики Иосифа Бродского) метафорически отражает беспросветный мир повседневности: атмосферу очередей, милитаризма, бытовых проблем и идеологического диктата. Подобное нагнетание пессимистических мотивов само по себе имело взрывной характер
Илья Кормильцев говорил, что "это композиция о сегодняшнем дне, который отличается от вчерашнего большим сознанием того, что каким-то переменам в нашей жизни мешают факторы не столько внешние, сколько внутренние"
Что я упустил?
[ Источники...]Источники
www.song-story.ru/peremen-kino/
www.song-story.ru/poezd-v-ogne-akvarium/
www.song-story.ru/skovannye-nautilus-pom
www.openuni.io/course/2/lesson/4/materia
Смотрите также:
Journal information