?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



30 марта 1970 года на экраны нашей страны вышел фильм Владимира Мотыля "Белое солнце пустыни". Рассказывать вам о сюжете этой картины и о том как её полюбили зрители думаю не стоит. Поэтому я решил рассказать о том, каким мог бы быть этот фильм, если бы его снимали по первоначальному сценарию. Ведь сюжет этих набросков мало напоминает то, что позднее превратится в легендарный фильм


Но сначала немного истории.

в 1967 году, после триумфа "Неуловимых мстителей" руководителям Экспериментальной творческой киностудии пришла идея снять нечто подобное и у себя. В качестве создателя такого кино выбор пал на Андрея Михалкова-Кончаловского, а тот, в свою очередь, взял себе в соавторы сценариста Фридриха Горенштейна. Буквально за считанные недели они написали сценарий под названием "Басмачи". Речь в нем шла о том, как басмачи переманивают на свою сторону милицейский отряд, состоявший преимущественно из дехкан, но командир возвращает своих бойцов обратно, придя в самое логово врага. В ролях красного командира и главаря басмачей авторы сценария видели двух молодых звезд тогдашнего советского кино: Николая Губенко и Болота Бейшеналиева. Но руководителей ЭТК такой сюжет не устроил. В итоге Кончаловскому было дано задание написать новый сценарий на ту же "басмаческую" тему, но уже в соавторстве с другими авторами: титулованным Валентином Ежовым и молодым Рустамом Ибрагимбековым



Чтобы быть в теме, Ежов решил привлечь к работе над сценарием людей, знавших историю борьбы с басмачеством не понаслышке - то бишь героев гражданской войны. Встреч с такими людьми у Ежова было несколько, однако и они мало что ему дали в плане создания нетленного сюжета. Все их рассказы сводились к стандартным атрибутам приключенческого жанра: песчаные барханы, погони, засады, отравленные колодцы и т. д. А если в чьих-то рассказах и всплывало "нечто", то это нельзя было включать в сценарий по цензурным соображениям. Но именно так он нашёл "изюминку" будущего сценария. Уже не надеясь на чудо, Ежов спросил у одного бывшего кавалерийского комбрига, случались ли в его боевой биографии хоть какие-нибудь смешные эпизоды. "Конечно, были! - ответил комбриг. - Иногда преследуемые басмачи бросали в пустыне свои гаремы. Прискачешь к какому-нибудь колодцу, а около него женщины сидят, мужья давно ускакали. Оставить в пустыне - погибнут. Приходилось вместо преследования банды сопровождать "неожиданный подарочек" к ближайшему кишлаку. Намучаешься с ними".



Это было как раз то, что надо. Сопровождение брошенного курбашой гарема могло стать стержнем фильма, все остальные эпизоды можно было уже накручивать вокруг. 7 июня 1967 года в ЭТК поступила сценарная заявка от Ежова и Ибрагимбекова на сценарий "Пустыня". 8-го ее рассмотрела сценарно-редакционная коллегия, а на следующий день со сценаристами был заключен договор на написание сценария. Спустя несколько дней Ежов, Ибрагимбеков и будущий режиссер фильма Михалков-Кончаловский отправились в Коктебель, чтобы в уютном Доме писателей родить на свет хит всех времен и народов. С первых же дней работа заспорилась. Сюжет был выбран такой: красный боец Федор Сухов возвращается домой, но в пути вынужден сделать небольшую остановку, чтобы сопроводить до города гарем главаря басмачей Абдуллы. Однако спустя некоторое время Кончаловский внезапно утратил всякий интерес к басмаческой теме - ему предложили экранизировать "Дворянское гнездо" к 150-летию Тургенева и Ежов с Ибрагимбековым заканчивали сценарий сами. В конце июля 67-го первый вариант сценария под названием "Пустыня" был закончен.

Вот вкратце его сюжет:



Красноармеец Федор Сухов возвращается домой из Средней Азии. По дороге он находит в пустыне закопанного по горло в песок Саида, которого таким образом наказал заклятый враг Джавдет. Сухов его откапывает, и почти что волоком (Саид был ранен) пытается дотащить до ближайшего населенного пункта - захолустного городка Педжента. По дороге они едва не нарываются на банду Абдуллы, который ограбил проезжавший по пустыне караван. Спрятавшись за барханами, Сухов и Саид наблюдают за нападением, и Саид рассказывает красноармейцу, что Абдулла вот уже несколько дней пытается разыскать свой гарем, который он бросил в песках, спасаясь от красноармейцев.



В Педженте Сухов собирается оставить Саида лечиться, а сам сесть на поезд. Однако выясняется, что поезд вот уже несколько дней как вышел из строя. А тут еще Сухова угораздило встретиться с отрядом, в котором он служил. Его командир Чагин уговаривает своего бывшего подчиненного стать комендантом города на те две недели, пока отряд не уничтожит банду Абдуллы. Более того, Сухову передается на попечение и гарем курбаши, который красноармейцы обнаружили несколько дней назад в пустыне. Сухов вынужден подчиниться Чагину, поскольку рассчитывает за эти две недели починить своими силами поезд.



В течение нескольких дней Сухов чинит поезд, привлекая к этой работе и девятерых жен Абдуллы. Те работают с удовольствием, поскольку считают Сухова своим новым господином. Во время пребывания в городе Сухов знакомится с бывшим ротмистром царской армии Верещагиным, который работает телеграфистом, и его женой Ириной. По воле сценаристов, Ирина избалованная светская женщина, увлеченная романтикой Востока. Эта увлеченность приводит ее к тому, что она внезапно... влюбляется в Саида и собирается уйти от мужа. Между мужчинами возникает конфликтная ситуация, которая едва не заканчивается смертоубийством. В дело вовремя вмешивается Сухов - ему удается "разрулить" ситуацию и не допустить кровопролития.



Тем временем к городу подходит банда Абдуллы. Тот еще не знает, что отряд Чагина ушел из Педжента, поэтому присылает парламентера с требованием вернуть ему гарем. Сухов идет за советом к Саиду и Верещагину. Те советуют не связываться с Абдуллой и вернуть ему гарем. Но Сухов иного мнения. Он толкает речь про то, что Советская власть освободила этих женщин и будет защищать до конца. Правда, Сухов рассчитывает в этом деле на поддержку своих друзей, но те отказываются ему помогать. Саиду надо отомстить Джавдету за смерть отца, а Верещагину просто до лампочки конфликт Советской власти с Абдуллой. Сухову, естественно, грустно от такого расклада, но делать нечего - надо принимать бой в одиночку. Но в тот момент когда Абдулла нападает на город, на помощь Сухову приходят его передумавшие друзья. В этой схватке они оба погибают, однако и отряд Абдуллы вместе со своим главарем тоже уничтожен. Сухов передает гарем в распоряжение Чагина, а сам уезжает на поезде навстречу мирной жизни.



Вот такой сюжет придумали в Коктебеле Ежов с Ибрагимбековым. Ну а то что в итоге мы с вами увидели на экранах появилось позднее, во время доработок сценария совместно с режиссёром Владимиром Мотылём. Ну а подробный рассказ о съёмках фильма можно почитать в других моих постах о съёмках этого фильма: Как снимали «Белое солнце пустыни» и Съёмки "Белого солнца пустыни"


[Источники...]Источники

При подготовке материала использовались кадры из х/ф Владимира Мотыля "Белое солнце пустыни", фотографии со съёмок фильма, раскадровки Владимира Мотыля и фрагменты книги Фёдора Раззакова "Белое солнце пустыни"

www.ria.ru/culture/20090812/180645855.html
www.you-books.com/book/F-Razzakov/Beloe-Solncze-Pustyni
www.m24.ru/galleries/4323
www.istpravda.ru/museums/14849/
www.culture.ru/news/55082





Смотрите также:





"Белое солнце пустыни"
Продолжение и предыстория.
Вырезанная сцена
из "Неуловимых мстителей"
"Гостья из будущего"
Сцены не попавшие в фильм
Вырезанная сцена
из «Каникул Петрова
и Васечкина»
Вырезанные сцены
из сериала "Ликвидация"




Posts from This Journal by “советское кино” Tag

promo dubikvit сентябрь 19, 2016 14:04 70
Buy for 90 tokens
В этом году замечательной мультипликационной студии «Союзмультфильм» исполнилось 80 лет. Персонажи, которые подарила нам эта студия знакомы нам с пеленок. Мы все выросли на этих мультфильмах. Ждали их каждый день в "Спокойных ночах", подчеркивали в программках чтобы не пропустить на каникулах…

Comments

( 117 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
unlimmobile
Mar. 30th, 2016 08:36 am (UTC)
вот что оказывается, а так непонятно была вступительная речь Кончаловского для этого фильма, которую он произносил, и как он с этим фильмом соотносился )))
berrrg
Mar. 30th, 2016 08:37 am (UTC)
Сопровождение брошенного курбашой гарема
Курбаши не склоняется. Также как не склоняется юзбаши, омбаши, мингбаши, хайльбаши и другие воинские звания.
mamburu_500
Mar. 30th, 2016 08:42 am (UTC)
Кончаловский поставил-таки потом своих Басмачей - фильм получил название "Седьмая пуля"
antonreshin
Mar. 30th, 2016 09:46 pm (UTC)
По его сценарию - это так. Но снял не он, а Али Хамраев.
(no subject) - mamburu_500 - Mar. 31st, 2016 01:26 am (UTC) - Expand
boockman
Mar. 30th, 2016 08:59 am (UTC)
Мда... Причудливы пути авторского замысла)
fan_d_or
Mar. 30th, 2016 09:04 am (UTC)
>> 30 марта 1970 года на экраны нашей страны вышел фильм Владимира Мотыля "Белое солнце пустыни".

Забавно.
А я смотрел этот фильм в апреле 1969 в кинотеатре "Горизонт" - на обычном сеансе.
В этот день нам, практически всем парням из нашего 10"а", выдали в военкомате предписное свидетельство и на обратном ходу из военкомата по Комсомольскому проспекту мы и завалились в кино - на первый подвернувшийся сеанс.

Дату перепутать невозможно - я окончил школу в 1969 году...
shirik1971
Mar. 30th, 2016 09:44 am (UTC)
Вы смотрели первоначальный вариант))
(no subject) - dubikvit - Mar. 30th, 2016 10:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - fan_d_or - Mar. 30th, 2016 10:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - dubikvit - Mar. 30th, 2016 10:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - dubikvit - Mar. 30th, 2016 10:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - l0vecraft_myid - Mar. 30th, 2016 03:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fan_d_or - Mar. 30th, 2016 03:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lrlay777 - Mar. 30th, 2016 03:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fan_d_or - Mar. 30th, 2016 05:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dubikvit - Mar. 30th, 2016 05:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fan_d_or - Mar. 30th, 2016 05:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dubikvit - Mar. 30th, 2016 05:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fan_d_or - Mar. 30th, 2016 05:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mak_ - Mar. 30th, 2016 07:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fan_d_or - Mar. 30th, 2016 07:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mak_ - Mar. 30th, 2016 08:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - strelf1 - Apr. 1st, 2016 03:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - l0vecraft_myid - Mar. 30th, 2016 04:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fan_d_or - Mar. 30th, 2016 05:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - l0vecraft_myid - Mar. 30th, 2016 05:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fan_d_or - Mar. 30th, 2016 05:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - l0vecraft_myid - Mar. 30th, 2016 05:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dubikvit - Mar. 30th, 2016 05:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fan_d_or - Mar. 30th, 2016 05:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dubikvit - Mar. 30th, 2016 05:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fan_d_or - Mar. 30th, 2016 06:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dubikvit - Mar. 30th, 2016 10:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fan_d_or - Mar. 31st, 2016 01:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - dubikvit - Mar. 31st, 2016 11:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - fan_d_or - Mar. 31st, 2016 11:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - dubikvit - Mar. 31st, 2016 11:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - fan_d_or - Mar. 31st, 2016 02:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dubikvit - Mar. 31st, 2016 02:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fan_d_or - Mar. 31st, 2016 02:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vinny_the_poo - Apr. 3rd, 2016 09:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - fan_d_or - Apr. 3rd, 2016 09:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - l0vecraft_myid - Mar. 30th, 2016 05:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marss2 - Apr. 1st, 2016 05:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - lkonstantin22 - Apr. 1st, 2016 11:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vinny_the_poo - Apr. 3rd, 2016 09:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - lkonstantin22 - Apr. 3rd, 2016 04:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vinny_the_poo - Apr. 3rd, 2016 06:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lkonstantin22 - Apr. 4th, 2016 04:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - vinny_the_poo - Apr. 4th, 2016 05:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - lkonstantin22 - Apr. 4th, 2016 06:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - vinny_the_poo - Apr. 4th, 2016 10:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - lkonstantin22 - Apr. 4th, 2016 06:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vinny_the_poo - Apr. 5th, 2016 03:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - lkonstantin22 - Apr. 5th, 2016 03:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vinny_the_poo - Apr. 5th, 2016 05:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lkonstantin22 - Apr. 5th, 2016 07:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vinny_the_poo - Apr. 6th, 2016 03:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - fan_d_or - Mar. 30th, 2016 10:32 am (UTC) - Expand
livejournal
Mar. 30th, 2016 09:28 am (UTC)
Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
livejournal
Mar. 30th, 2016 09:28 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
(no subject) - alien_space - Mar. 30th, 2016 10:11 am (UTC) - Expand
stetson_hat
Mar. 30th, 2016 10:29 am (UTC)
Сюжет про возврат красным командиром своего отряда, переметнувшегося к басмачам, тоже сняли. Недавно был по ТВ, застал середину, не помню, как фильм назывался.
dubikvit
Mar. 30th, 2016 10:33 am (UTC)
"Седьмая пуля"- Кончаловский снимет его в 1972 году

Edited at 2016-03-30 10:33 am (UTC)
simplylos
Mar. 30th, 2016 10:38 am (UTC)
А что про финальную сцену с жёнами не рассказали, которую на приемке заставили вырезать
dubikvit
Mar. 30th, 2016 10:42 am (UTC)
Я вроде здесь писал про первоначальный сценарий, а не про шлифовку окончательного варианта
(no subject) - simplylos - Mar. 30th, 2016 11:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - dubikvit - Mar. 30th, 2016 11:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - simplylos - Mar. 30th, 2016 12:38 pm (UTC) - Expand
obninskchess_ru
Mar. 30th, 2016 12:26 pm (UTC)
Интересно, в первоначальном варианте больше было Саида и полностью отсутствовал Петруха, как я понимаю.
f_l_o_e
Mar. 30th, 2016 02:16 pm (UTC)
А кто подскажет, чем этот фильм так хорош? )
flusspferd17
Mar. 30th, 2016 02:34 pm (UTC)
Нерусскому человеку не понять.
(no subject) - f_l_o_e - Mar. 30th, 2016 02:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - flusspferd17 - Mar. 30th, 2016 02:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - f_l_o_e - Apr. 1st, 2016 06:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - dubikvit - Apr. 1st, 2016 07:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - f_l_o_e - Apr. 1st, 2016 02:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dubikvit - Apr. 1st, 2016 03:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mimohodec - Apr. 1st, 2016 06:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - f_l_o_e - Apr. 1st, 2016 06:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - kun_qiu - Apr. 1st, 2016 07:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - mimohodec - Apr. 1st, 2016 07:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - Денис Алалыкин - Apr. 1st, 2016 10:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - f_l_o_e - Apr. 1st, 2016 03:02 pm (UTC) - Expand
alexey_zharikov
Mar. 30th, 2016 03:49 pm (UTC)
Интересно, что у Сухова, по крайней мере в окончательной версии, был хороший выход. Вместо того, чтобы в ожидании Абдуллы угрюмо чинить пулемёт, он мог бы сесть на доверху заправленный баркас вместе с Петрухой и женщинами и уплыть на нём куда угодно - хоть в Баку, хоть в Астрахань. Топлива в нефтехранилищах по сюжету там хватило бы. Тогда бы ни Петруха, ни Гюльчатай, ни Верещагин не погибли бы, и Сухова бы не ранили.
R9R7R9
Mar. 30th, 2016 04:04 pm (UTC)
и уплыть на нём куда угодно
Кто из перечисленных был моряком?
(no subject) - panther9915 - Mar. 31st, 2016 11:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - alexey_zharikov - Mar. 31st, 2016 03:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - panther9915 - Mar. 31st, 2016 04:31 pm (UTC) - Expand
maggala
Mar. 30th, 2016 04:07 pm (UTC)
Жаль что вырезали много
kinchevk
Mar. 30th, 2016 05:25 pm (UTC)
Завернули сценарий из-за антисоветчины.
...Тем временем на селе с приходом новой власти жизнь быстро менялась. Поначалу все больше горлопанили, митинговали, но скоро начались события покруче...
Появился в Покровском чрезвычайный паренек по фамилии Шалаев со своей командой и, объявив продразверстку, приступил к реквизиции хлебушка для голодающих в городе рабочих. Люди понимали, делились, но чрезвычайным паренькам было все мало, и вскоре они начали выметать хлеб подчистую, забирая даже и семенной...
Мужички на селе, которых после германской войны еще не забрали на Гражданскую, всполошились, понимая что их семьям приходит каюк. Они явились к Шалаеву и задали ему резонный вопрос: мол, если он заберет семенное зерно, то что же будут жрать рабочие и сами большевики на будущий год?.. Шалаев тут же обозвал их малознакомым словом «контра» и сказал, что их нужно «поставить к стенке» и не их дело, что будет через год.
Крестьяне подобными ответами, естественно не были удовлетворены, что в дальнейшем во многих селах и привело к большим волнениям, стычкам с чрезвычайными пареньками и расстрелам непокорных...
Надо сказать, что собою Шалаев был недурен: хотя и невысокого роста, но строен, черноволос и бел лицом - ходил по селу, лениво ворочая своими нагловатыми раскосыми глазами, хмельными от власти и тайного принятия первача. Носил потертую кожаную куртку, вылинявшие, синего сукна галифе с кожаной задницей, черную под горло косоворотку и фуражку с нашитой на нее матерчатой красной звездой. За полой он держал в кобуре «ливольверт» и при срочной надобности собрать людей палил из него в воздух три раза...
Молоденькие вдовы, шальные бабенки поглядывали на него, но Шалаев на женский пол не обращал никакого внимания - до тех пор только, пока не увидел Катю... (В этом месте рассказа Сухов снова достал из кармана кисет.)
monkeyfree
Mar. 30th, 2016 06:10 pm (UTC)
шедевры за копейки
Меня вот что поражает. Белое солнце - копеечный по затратам фильм - ни баталий с огромной массовкой, ни дорогих исторических костюмов, ни перекрытия улиц, ни спецэффектов, ни кучи высокооплачиваемых звезд. Бриллиантовая рука подороже, но совсем немного.
Главное в таких, т.н. старой советской школы фильмах это сюжет и мастерство режиссера. Но почему перестали снимать такого качества фильмы, для меня загадка..

Edited at 2016-03-30 06:11 pm (UTC)
sengzi
Mar. 30th, 2016 10:10 pm (UTC)
Re: шедевры за копейки
Секрет производства шедевров протяженностью в полтора часа экранного времени ("Белое солнце пустыни", "Офицеры", "Командир счастливой "Щуки" и т.д.) утрачен, так же как и секрет строительства пирамид(((
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 117 comments — Leave a comment )

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com