Виталий Дубогрей (dubikvit) wrote,
Виталий Дубогрей
dubikvit

Category:

Спецэффекты и комбинированные съемки в истории советского фантастического кинематографа

Вероятно, многие удивятся, что в разбросанном по Евразии Союзе Советских Социалистических Республик на спецэффекты в фильмах тратились баснословные деньги и лучшие умы кудесников и мастеров комбинированных съемок создавали на экране нереально правдоподобные картины для своего времени.
спецэффекты
Под таким мысленным гнетом у Михаила Вершаля родилась идея вспомнить, как это было, пересмотреть старые советские фантастические фильмы и собрать их воедино в видеоролике. Чтобы современный зритель смог своими глазами увидеть, на что мы были способны в прошлом веке, и сравнить, какое место мы занимаем сейчас, в веке настоящем.

Что касается фантастических картин, тут в первую очередь хотелось акцентировать внимание на работах более известного за рубежом, чем у себя на родине, режиссера П. В. Клушанцева. Если вы вдруг решите пересмотреть научно-фантастический киноочерк «Дорога к звездам», киноленту «Планета бурь» и другие фильмы Клушанцева, обратите внимание, насколько плавно и слаженно движутся в них динамические объекты. Что-то похожее Стэнли Кубрик реализовал в своем культовом фильме «Космическая одиссея 2001 года», только в 1968 году, спустя пять лет после того, как все это уже было сделано Клушанцевым.

Период 70-х годов запомнился такими шедеврами советской киноиндустрии, как «Солярис» Тарковского с его безумно реалистичной планетой-океаном и немного детская «Москва — Кассиопея» Ричарда Викторова с потрясающими сценами, создающими иллюзию нахождения героев фильма в состоянии невесомости. Тут же нельзя обойти вниманием неоднозначный, но весьма интересный фильм, снятый на «Талиннфильме» совместно с польской студией ПРФ «ЗФ», — «Дознание пилота Пиркса».

А вот начиная с первой половины 80-х, наши кинематографические спецэффекты в тщетной погоне за «Звездными войнами» Джорджа Лукаса стали сдавать позиции. Фильм «Петля Ориона», к примеру, стоит пересмотреть, чтобы убедиться в том, что в этот период времени советская школа комбинированных съемок сделала огромный шаг назад. И даже поистине кульминационный фильм Ричарда Викторова «Через тернии к звездам», который, несмотря на проблемы с финансированием, я уверен, навсегда отложился в памяти не одного поколения зрителей, не спас положения.

Можно сказать, что со второй половины 80-х годов, когда и у нас стали прорываться на экраны первые ласточки совсем не цифровых «цифровых спецэффектов» (в таких фильмах, как «Гостья из будущего», «Лиловый шар» и «Конец вечности»), ситуация не ухудшилась. Только вот голливудская школа спецэффектов все это время не топталась на месте, и в те же годы ее последователи явили миру самого первого «Терминатора», непревзойденный «Полет навигатора» и начальную часть трилогии «Назад в будущее».

Последними по счету, но не последними по содержанию для видеоряда были выбраны фильмы «Ночной дозор» и «Дневной дозор». Они, в свою очередь, уже были продуктом новой российской школы спецэффектов, к сожалению, так и не перенявшей секреты и магию волшебников комбинированных съемок прошлого века...



Источник



Мои предыдущие посты:





Отечественные мобильники 50-х годов XX века. Забытая сенсация космической эры Малоизвестные фотографии известных людей. Часть 7 Советская мультипликация к Олимпиаде-80 или как мультипликаторы олимпийцами стали А вы знаете с чего "Электроника" в СССР скопировала свои электронные изделия?! Памятники мультипликационным персонажам и героям сказок. Часть 1


Tags: По волнам нашей памяти, СССР, кино, фантастика
Subscribe
promo dubikvit september 19, 2016 14:04 70
Buy for 90 tokens
В этом году замечательной мультипликационной студии «Союзмультфильм» исполнилось 80 лет. Персонажи, которые подарила нам эта студия знакомы нам с пеленок. Мы все выросли на этих мультфильмах. Ждали их каждый день в "Спокойных ночах", подчеркивали в программках чтобы не пропустить на каникулах…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments