На вопрос, был ли утверждён Высоцкий на роль Ивана Рябого в картине "Хозяин тайги" без проб, или у него были конкуренты, Людмила Назарова, вдова режиссёра, ответить не смогла. Помнит она, что "Владимир Александрович очень воевал, чтобы Высоцкий получил за роль побольше. Он же не был ещё членом Союза кинематографистов, поэтому платили ему копейки. У меня в архиве хранится эта переписка о том, чтобы ему платили больше за съёмочный день"
В программе НТВ "Высота", вышедшей в эфир 25 июля 2010 года, есть несколько слов об утверждении Высоцкого на роль Ивана Рябого. После "Интервенции" Высоцкий и Золотухин дали друг другу слово сниматься только вместе, и после того, как последний был утверждён на роль милиционера Серёжкина, он пришёл к режиссёру фильма и предложил Высоцкого на роль бригадира.
Однако другие кандидаты на роль, очевидно, всё же были. 11 июня 1968 г. В.Золотухин записал в своём дневнике: "Проба с Высоцким. Оператор говорит: "Я лично буду драться" – в смысле за нашу пару. Назаров: "В группе сложилось мнение, что это и есть тот самый выигрышный вариант". Через пять дней В.Золотухин снова возвращается к той же теме: "Я посмотрел пробы в "Хозяине", и уже захотелось сниматься... Высоцкий мне сказал, что без меня он сниматься не будет. Я сказал, что и я без него тоже"
во время съёмок Высоцкий написал "Баньку по-белому" и "Охоту на волков". Согласно широко известным воспоминаниям В.Золотухина, он был первым, кто услышал "Баньку", поскольку жил с Высоцким в одной избе и присутствовал при первом её исполнении.
"Он всегда сидел и напевал что-то, готовил песню. Напевал не для публики, а для себя. Я был при этом, – рассказывал мне Е.Фёдоров. – А потом Высоцкий и Золотухин что-то пели для местных ребят, но так как я жил далеко от них, то я туда не ходил. Как он пел "Баньку по-белому", я не помню. Мы мало общались; когда общались, то Высоцкий разговаривал безо всякой фанаберии и звёздности".
На съёмки приезжал автор сценария Борис Можаев, но был он там недолго. Все таёжные сцены мы снимали в Москве в павильоне. Вот вся глухомань тайги, которую Вы видите в фильме – это всё павильонные съёмки. В тайге снимать невозможно. Сделал шаг – и провалился, поэтому с аппаратурой туда не сунешься. И даже та сцена, в которой поют Высоцкий и Золотухин – это тоже снято в первом павильоне "Мосфильма"
А вот как о съёмках пишет Высоцкий 9 августа 1968 года в недавно обнаруженном в частном архиве письме актеру Вениамину Смехову на пару с Золотухиным (разумеется, с юмором):
– «Здравствуй, однако! Венька!... Золотухин в данный момент возлежит на раскладушке, благодушный и похмельный. А я с завистью гляжу на него и думаю. «Эх! - думаю я. - Нет среди нас Веньки и баб. А жаль!»… Живем мы в хате, построенной на месте сгоревшей тоже хаты. Есть у нас раскладушки, стол и бардак, устроенный Золотухиным. Как истый деревенский житель, он живет в ус не дует и поплевывает на грязь, неудобства, навоз и свинцовые мерзости деревенской жизни. А я умираю. Во дворе у нас живет свинья с выводком. Иногда она заходит к Золотухину на огонек и чувствует себя очень уютно. Сортир у нас порос картофелем, и мы туда не ходим…. Я написал две хреновых песни, обе при помощи Золотухина. У него иногда бывают проблески здравого смысла, и я эти редкие моменты удачно использую» (печатается в сильном сокращении).
«Две хреновые песни» известны теперь всем. «Банька» и «Охота на волков» впервые прозвучали в Выезжем Логу. Во втором случае, «Охоту», Высоцкий писал поздно вечером у окна под светом лампочки в тысячу ватт и под взглядами «зрителей»: позже выяснилось, что в ту ночь Золотухин за бутыль медовухи разрешил местным ребятишкам залечь неподалеку от дома и разглядывать в окне живого Высоцкого…
Источники: Марк Цыбульский «На съёмках «Хозяина тайги», 2011 г; «Неизвестный «Хозяин тайги» - Premium, 2008 г
Смотрите также:
Journal information