?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Звёздные войны

В комментариях к вчерашнем посту возник спор, который я решил вынести в отдельный пост - что из себя представляют "Звёздные войны", научная фантастика это или фэнтези. С первого взгляда кажется что НФ. Действие происходит на разных планетах, космические корабли бороздят просторы Большого театра космоса, инопланетяне, роботы, бластеры, неведомые технологии и другие фишки, присущие жанру


Но давайте мысленно попытаемся вынести за скобки все фантастические декорации. Что останется в итоге? А останется вот такая история:

Давным-давно, в неком царстве-государстве, жил-был хлопец-сирота, которого приютили родственники. Жил он себе тихо-спокойно, помогал дяде на ферме и даже и не подозревал о том, что он не простой крестьянин и ждёт его великое будущее. За юношей тайно присматривал старый волшебник, который когда он повзрослел взялся обучить его, и сделать из него храброго рыцаря, да обучить магии, так как силой обладал он великой (хотя сам он об этом и не догадывался). Далее идёт множество приключений, схваток и поединков. В результате которых храбрый юноша спасает принцессу (которая оказывается его сестрой, ибо сам сирота был на самом деле происхождения знатного), и главное избавляет королевство от страшного колдуна, который держал в страхе всех много лет

Ну как вам сказочка? А ведь в ней весь сюжет первой трилогии "Звёздных войн". Заметьте, никаких элементов научной фантастики, чистое фэнтези. Нет в сюжете ни одного элемента, который основывался бы на научных изобретениях или гипотезах (а это главное определяющее условие). Вся научная фантастика только в декорациях. Зато элементов фэнтези предостаточно. Магия? Имеется. Поединки на мечах? Предостаточно. Волшебники, рыцари и принцессы? В ассортименте. Эпическая битва между добром и злом? Ну к этому всё и сводится

Звёздные  войны

Что там ещё осталось? А, Звезда Смерти! Да замените её каким-нибудь супер-пупер магическим бадабумом - ничего не изменится (кто читал Муркока подтвердят, очень он любил подобную штуку вводить в сюжет в своих фэнтези-романах). Замените бластеры на луки, штурмовые корабли на коней. Космические крейсеры на парусники. Перенесите всё действие на одну планету (пусть не Землю, не важно). Вместо множества планет острова и материки. Вместо инопланетян - люди разных государств и туземцы. Ничего в сюжете не изменится!!! Ни на грамм.

"Звёздные войны" это классическое фэнтези!!!

Ну а в подтверждение своих слов приведу несколько фраз из различных интервью с создателями саги

Джородж Лукас:

"Звездные войны это вообще не Научная фантастика. Они гораздо ближе к мифологии, психологии, истории, чем к точной науке. Это скорее притча о том, как мы живем, а не путь, которым мы собираемся идти. Именно поэтому это начинается как сказка - Давным-давно, в далёкой-далёкой галактике - когда-то давно. Поэтому и речь идет о принцессах. Это специально придумано, чтобы не подумали что это наше будущее, куда мы идём. Наоборот, о том, где мы были и чтобы мы могли извлечь уроки из прошлого в настоящем"


Ирвин Кершнер постановщик фильма "Звёздные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар":

"Я решил снимать этот фильм, потому что я люблю делать сказки, я получаю огромное удовольствие когда делаю то, что любят дети. Многие люди называют это научной фантастикой - я же не считаю это научной фантастикой, я считаю это сказкой. В Научной фантастике вам надо беспокоиться во время выхода из космического корабля на планете, потому что, возможно, на ней нет кислорода, или гравитационная сила сильно отличается от Земной, ну или к той, к которой привыкло Ваше тело и таким образом. Вы должны учитывать все это. А тут - сказка. Вы можете делать всё что угодно. И если я верю в это, при этом - я делаю всё это, то и аудитория должна верить этому также. Таким образом, это - сказка"


[Источники...]Источники

www.lettherebemovies.com/2015/12/16/star-wars-vi-return-of-the-jedi-my-favorite/
www.digitalspy.com/movies/news/a122091/lucas-star-wars-is-not-sci-fi/
www.reddit.com/r/StarWars/comments/2d2g6d/is_star_wars_science_fiction_or_fantasy/




Posts from This Journal by “фантастика” Tag

promo dubikvit september 19, 2016 14:04 70
Buy for 90 tokens
В этом году замечательной мультипликационной студии «Союзмультфильм» исполнилось 80 лет. Персонажи, которые подарила нам эта студия знакомы нам с пеленок. Мы все выросли на этих мультфильмах. Ждали их каждый день в "Спокойных ночах", подчеркивали в программках чтобы не пропустить на каникулах…

Comments

( 134 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
riu128
Mar. 21st, 2017 09:11 am (UTC)
так и есть, сказочка
dubikvit
Mar. 21st, 2017 09:31 am (UTC)
но очень красиво обставленная
(no subject) - Чебуратор Немо - Mar. 22nd, 2017 11:26 am (UTC) - Expand
solar_front
Mar. 21st, 2017 09:13 am (UTC)
да не фэнтази это, а сказка!
schultzenbacher
Mar. 21st, 2017 01:43 pm (UTC)
Научное-фэнтази.
(no subject) - solar_front - Mar. 21st, 2017 01:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - schultzenbacher - Mar. 21st, 2017 01:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - solar_front - Mar. 21st, 2017 02:08 pm (UTC) - Expand
lrlay777
Mar. 21st, 2017 09:18 am (UTC)
Я согласен с автором, что это - технологизированное футуризированное фэнтази. Но я ни разу не встречал идиота, который бы считал это научной фантастикой)))
Было бы забавно посмотреть на такого)
ab_dachshund
Mar. 21st, 2017 02:01 pm (UTC)
Вы вводите какие-то свежевыдуманные критерии, непонятно зачем.

Вообще-то этот поджанр имеет четкое определение - "космоопера". ЗВ - едва ли не венец этого поджанра и икона стиля. Сюда входит масса произведений - от "Барбареллы" и "Билла героя галактики" до "Основания" и "Гипериона".

С другой стороны, деление даже на фантастику и фэнтези по сути вообще задротство. Это все - беллетристика (фикшн в инглише).
(no subject) - lrlay777 - Mar. 21st, 2017 03:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ab_dachshund - Mar. 22nd, 2017 05:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - mechnik - Apr. 15th, 2017 09:04 am (UTC) - Expand
luarvik_1221
Mar. 21st, 2017 09:22 am (UTC)
В этом посте Вы с одной стороны относите к декорациям все элементы фантастики, с другой - выводите на первый план точно такие же элементы "фэнтези" (волшебники, рыцари, принцессы).
Для меня отличительной чертой "фэнтези" является герой-одиночка с исключительными данными, благодаря которым он собственно и одерживает победу в борьбе с превосходящими силами противника. И по этому признаку "Звёздные войны" гораздо ближе к "фэнтези".
lrlay777
Mar. 21st, 2017 09:25 am (UTC)
Ну а как же толкиеновский цикл? Там героев- целая куча. Их конечно можно ранжировать по значимости и вкладу в победу над Злом, но точно речь не идет о герое одиночке.)
(no subject) - luarvik_1221 - Mar. 21st, 2017 11:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - mechnik - Apr. 15th, 2017 09:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - luarvik_1221 - Apr. 15th, 2017 11:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - mechnik - Apr. 15th, 2017 01:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - moscowhite - Mar. 21st, 2017 10:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - moskvachenko - Mar. 21st, 2017 11:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - luarvik_1221 - Mar. 21st, 2017 11:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - moscowhite - Mar. 21st, 2017 12:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luarvik_1221 - Mar. 21st, 2017 12:10 pm (UTC) - Expand
moskvachenko
Mar. 21st, 2017 09:25 am (UTC)
Чтобы спорить о принадлежности произведения к некоему жанру, необходимо сперва дать определение этого жанра. Иначе говоря, перечислить ряд значимых признаков, наличие которых обязывает (или позволяет) отнести произведение к данному жанру, а отсутствие однозначно накладывает вето на данное отнесение. Без этого дискуссия будет абсолютно неконструктивной.
Кстати, насколько я помню, дискуссия именно вокруг Звездных войн вчера велась в поле "фэнтези или космоопера/боевик", а не "фэнтези или НФ".

ЗЫ Добавили бы ссылку на вчерашнюю дискуссию, чтоле, чтоб сторонам по новой все свои доводы не копипастить )))
(no subject) - moskvachenko - Mar. 21st, 2017 10:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - dubikvit - Mar. 21st, 2017 10:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - moskvachenko - Mar. 21st, 2017 10:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - dubikvit - Mar. 21st, 2017 10:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - moskvachenko - Mar. 21st, 2017 10:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - prostak_1982 - Mar. 21st, 2017 11:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - moskvachenko - Mar. 21st, 2017 11:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - prostak_1982 - Mar. 21st, 2017 11:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - egh0st - Mar. 21st, 2017 08:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - moskvachenko - Mar. 21st, 2017 08:21 pm (UTC) - Expand
moskvachenko
Mar. 21st, 2017 09:32 am (UTC)
Кстати, вопрос с изменением декораций (и влекомым или не влекомым им изменением жанра) вообще сложный...
Давайте возьмем ну, например, "Робинзона Крузо". Которого ни один человек не назовет фантастикой, а некоторые вообще склонны считать чуть ли не документалистикой или биографией Селькирка. И закинем Робинзона вместо острова на другую планету, дикарей заменим какими-нибудь кракозябрами, Пятницу - ренегатом этой расы, луки - бластерами, корабли - межзвездными кораблями... И оба-на - имеем классическую фантастику! Всего лишь засчет изменения декораций и антуража, ни на гран не отклонившись от авторской линии во всем остальном.
dubikvit
Mar. 21st, 2017 09:43 am (UTC)
"И закинем Робинзона вместо острова на другую планету"

И получим "Марсианин"
(no subject) - moskvachenko - Mar. 21st, 2017 09:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - prostak_1982 - Mar. 21st, 2017 10:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - moskvachenko - Mar. 21st, 2017 11:19 am (UTC) - Expand
brombenzol
Mar. 21st, 2017 09:35 am (UTC)
Фэнтези не имеет монополии на магию, волшебников, рыцарей и принцесс. Всё то же самое есть, например, в сказках.

"Звездные войны" - это космоопера (внутри которой может находиться что угодно, в том числе рыцари, мечи и магия). И антураж (иными словами мир, в котором происходит действие) и есть главное отличие этого жанра от фэнтези.
dubikvit
Mar. 21st, 2017 10:13 am (UTC)
ну вообще с космооперой наверное соглашусь - сплав фэнтези и научной фантастики, главное отличиее которого является отсутствие научного обоснования и то, что научно-технические аспекты играют роль антуража
(no subject) - brombenzol - Mar. 21st, 2017 01:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dubikvit - Mar. 21st, 2017 01:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - R9R7R9 - Mar. 21st, 2017 09:39 pm (UTC) - Expand
anairos
Mar. 21st, 2017 09:37 am (UTC)
Вообще-то герой-сирота, который совершает подвиги и избавляет королевство от тирана -- это сюжет героического романа, и к фэнтези это не имеет ни малейшего отношения. Понятно, что в стиле фэнтези чаще всего пишут именно героические романы -- он лучше всего для этого жанра подходит -- но тем не менее они вполне себе существуют независимо друг от друга.

Особенность фэнтези -- в волшебности самого мира, в котором происходит действие. Если из ЗВ выкинуть на мороз всю Силу и прочую джедайскую мифологию, то сюжет от этого не изменится. А попробуйте выкинуть магию из, скажем, "Властелина колец". Там без нее не получится объяснить вообще ничего. Ни того, зачем нужно было заново перековывать меч Исилдура, ни того, почему Саурон обязательно должен был получить Кольцо обратно (хотя и без него вроде бы уверенно побеждал в войне), ни того, почему мертвые горцы не могли обрести покой, пока не исполнят клятву Королю Гондора... Арда -- мир, созданный песней, и слово (и смысл в целом) в ней значит намного больше, чем в мире не-волшебном, пусть и фантастическом.

Итого, "Звездные войны" -- это типичная космоопера. Которая, собственно, и представляет собой героический роман в фантастических декорациях.
kunis_alexander
Mar. 21st, 2017 01:36 pm (UTC)
Во-первых, согласен. А во-вторых, очень советую "Последний Кольценосец" Еськова. Отличная НФ в мире Средиземья.
(no subject) - anairos - Mar. 21st, 2017 03:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cados - Mar. 21st, 2017 04:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kunis_alexander - Mar. 22nd, 2017 10:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - anairos - Mar. 22nd, 2017 10:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - kunis_alexander - Mar. 22nd, 2017 02:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anairos - Mar. 22nd, 2017 03:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vinny_the_poo - Mar. 23rd, 2017 10:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - anairos - Mar. 23rd, 2017 11:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - vinny_the_poo - Mar. 23rd, 2017 02:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anairos - Mar. 23rd, 2017 03:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vinny_the_poo - Mar. 23rd, 2017 04:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anairos - Mar. 23rd, 2017 04:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vinny_the_poo - Mar. 23rd, 2017 08:44 am (UTC) - Expand
selcha
Mar. 21st, 2017 09:39 am (UTC)
В прошлом веке был термин "космическая опера", по-моему, ЗВ - она самая
concluder
Mar. 21st, 2017 09:45 am (UTC)
То-то в молодости, взращенный на Ефремове, Беляеве, и, да простит меня Аллах, жульверне, я никак не мог смотреть эти войны - тупые и не романтичные.

Edited at 2017-03-21 09:46 am (UTC)
kunis_alexander
Mar. 22nd, 2017 10:35 am (UTC)
Дык язык кинематографа сильно отличается от. Он ближе к комиксам, чем к романам.
(no subject) - concluder - Mar. 22nd, 2017 10:39 am (UTC) - Expand
skier69
Mar. 21st, 2017 10:21 am (UTC)
Какая же это НФ, если в вакууме корабли "вжикают", и взрывы бабахают? :) Когда первый раз смотрел, меня это страшно разочаровало, и мгновенно развеяло надежды на хотя бы какое-то наукоподобие. :)
kunis_alexander
Mar. 21st, 2017 01:39 pm (UTC)
Да, это конечно, так себе.
"вжжж" может по идее передаваться радиоволнами, которые взаимодействуя с приборами дают такой звук. Мы же иногда слышим в наушниках как наши телефоны общаются с базой - такой вот звук "тук ту-дук ту-дук ту-дук".
А вот со взрывами такое объяснение не катит.
(no subject) - R9R7R9 - Mar. 21st, 2017 09:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kunis_alexander - Mar. 22nd, 2017 10:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - skier69 - Mar. 23rd, 2017 03:14 pm (UTC) - Expand
kunis_alexander
Mar. 21st, 2017 10:43 am (UTC)
Сюжет не определяет жанр. По крайней мере в дихотомии НФ/Фэнтази.

Определяющим является следование некой физике этого мира, разумеется, несколько отличающейся от нашей.
В Научной Фантастике автор выдвигает некие законы, которые в том мире действуют, а дальше все действо происходит более-менее строго в рамках. Возможно, герой и читатель не сразу все эти законы узнает, но тем не менее, в НФ с физикой мира должно быть все строго.
В Фэнтази же мир произвольно меняется в угоду сюжета и художественной выразительности.
Грубо говоря, если у героя должен появиться в руке меч, автору НФ приходится заботиться, чтобы этот меч имел какую-то разумную траекторию в этом мире, чтобы в конце концов оказаться в руке в нужный момент. В Фэнтази меч может внезапно оказаться в руке просто так.

Таким образом, ЗВ - это все-таки Научная Фантастика. Подтип - космоопера.
moskvachenko
Mar. 21st, 2017 10:53 am (UTC)
Интересная мысль.
А куда отнесем, например, альтернативную историю? Ну, типа того, что у Наполеона появились подводные лодки и он всех победил? Мир тот же, физика та же, сделано всего одно небольшое допущение (ничему, кстати, так уж сильно не противоречащее)...
Или еще хуже - всякие книги про путешествия во времени (имя которым легион), где герой отправляется мочить динозавров, останавливать чингисханов или давить бабочек?
(no subject) - kunis_alexander - Mar. 21st, 2017 01:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - moskvachenko - Mar. 21st, 2017 01:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kunis_alexander - Mar. 22nd, 2017 10:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - moskvachenko - Mar. 22nd, 2017 10:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - R9R7R9 - Mar. 21st, 2017 09:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - moskvachenko - Mar. 21st, 2017 09:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - R9R7R9 - Mar. 23rd, 2017 10:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - moskvachenko - Mar. 23rd, 2017 10:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - moskvachenko - Mar. 23rd, 2017 10:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kunis_alexander - Mar. 22nd, 2017 10:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - eovin2 - Mar. 23rd, 2017 09:15 pm (UTC) - Expand
moscowhite
Mar. 21st, 2017 10:57 am (UTC)
Зачем пытаться непременно загнать фильм в рамки каких-то жанровых клише? Очевидно, что ЗВ - не научная фантастика (призраков и прочей жбони там быть не может по определению). Но утверждать, что это фэнтези - точно такая же натяжка. Получается спор "буженина - это рыба или колбаса?", т.е. полная бессмыслица.
o_bl
Mar. 21st, 2017 11:21 am (UTC)
Всегда я так говорил. Вообще, это мелодрама. ) За что ее и люблю. )
starovina
Mar. 21st, 2017 11:26 am (UTC)
хм..
а если например вспомнить что лазерный пистолет таки правдой оказался.. (помним да что СССР единственная страна, до сих пор кто смог создай действующую модель персональногооружия для космоса)?

а если дбавим к этому что "Зведа смерти" может кк то лень додумывать) соотноситься к программе "Звёздные войны" ?:)))


Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 134 comments — Leave a comment )

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com