Виталий Дубогрей (dubikvit) wrote,
Виталий Дубогрей
dubikvit

Является ли фэнтези фантастикой?

фантастика

В одном из недавних постов мне стали пенять, что я в раздел фантастики внёс фильм, являющийся классическим произведением жанра фэнтези. Стали говорить, что это что угодно, но не фантастика. Сказка, эпос и так далее. Но большинство нынешних произведений из жанра фантастики - то же самое фэнтези, только в космосе. Только вместо эльфов и троллей - пришельцы, вместо Саурона - МегаМозг или Дарт Вейдер. А вместо героев с мечами - лихие парни в звездолётах. Так давайте разберёмся является ли фэнтези фантастикой (рисунок Фрэнка Фразетты "Космическая атака")


Для начала давайте обратимся к терминологии. Итак, что говорится в словарях?

"ФАНТАСТИКА (от греч. phantastike - искусство воображать), форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними («сверхъестественная», «чудесная») картина Вселенной"

Пока никаких противоречий. Заглянем в другой словарь

"Фантастика (от греч. phantastike – искусство воображать), разновидность художественной литературы; её исходной идейно-эстетической установкой является диктат воображения над реальностью, порождающий картину «чудесного мира», противопоставленного обыденной действительности и привычным, бытовым представлениям о правдоподобии"

Ну это то же самое, только другими словами

Тогда перейдём к термину "фэнтези"

"ФЭНТЕЗИ (англ. phantasy букв. - фантазия), жанр литературы и искусства, примыкающий к научной фантастике, но в более свободной, «сказочной» манере использующий мотивы дальних перемещений в пространстве и времени, инопланетных миров, искусственных организмов, мифологию древних цивилизаций. В изо-искусстве элементы фэнтези часто сочетаются с абстракционизмом, сюрреализмом или претворяются в фантастический реализм"

"ФЭНТЕЗИ {англ. fantasy - фантазия} - лит. литературный жанр, возникший в первой половине XX столетия в англоязычной прозе; занимает промежуточное положение между научной фантастикой и сказкой, ведет свою родословную от народных эпосов европейских стран (напр., «Калевала» или «Беовульф»). Ф. богат поэтическими причудливыми образами, представляет сверхъестественные и нереалистические события и характеры. Основоположниками считаются американец Р. Говард и англичанин Р. Толкиен"

Ага! Вот здесь, наконец, более конкретно - занимает промежуточное положение между научной фантастикой и сказкой.

Вот с этой формулировкой я согласен практически полностью

Лично моё мнение такое: термин фантастика очень широк и включает в себя два основных жанра - научная фантастика и фэнтези, в каждом из которых есть деление на поджанры.

Например научная фантастика подразделяется на твёрдую научную фантастику («Машина времени» Герберта Уэллса, «Голова профессора Доуэля» Александра Беляева, «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова, «Сами боги» Айзека Азимова;); социальную фантастику («451 градус по Фаренгейту» Рэя Бредбери, «Град обреченный» братьев Стругацких). В энциклопедии фантастики под редакцией Владимира Гакова можно ещё встретить такие поджанры, как естественно-научная, научно-техническая, гуманитарная, утопия, антиутопия, роман-предупреждение. Главный принцип научной фантастики - обоснованность фантастического допущения с научной точки зрения

Теперь фэнтези. Тут тоже есть свои поджанры, причем классификация фэнтези может быть различной, в зависимости от того, по какому признаку идёт отталкивание. Эпическое фэнтези, тёмное фэнтези, мифологическое фэнтези, мистическое фэнтези и романтическое фэнтези. Историческое фэнтези и городское фэнтези. Героическое фэнтези, юмористическое и пародийное фэнтези. Ну и так далее. Главное отличие фэнтези от научной фантастики - практически полное отсутствие научной составляющей, в большинстве случаев наука заменена магией. Сам мир, в котором происходят события существует гипотетически. То ли действие происходит в параллельном мире, то ли на другой планете, а возможно "давным-давно, в далёкой-далёкой галактике"

Кроме того существует синтез жанров, когда признаки обоих существуют в одном произведении (тот же самый "Понедельник начинается в субботу" Стругацких). Тут тоже есть деление: научное фэнтези (волшебство имеет научное объяснение), технофэнтези (соединение техники и магии) и даже космоопера (да-да, космоопера это в большинстве случаев не научная фантастика, а сплав жанров)

Подводя итог всего вышеизложенного, я смею предположить, что люди, считающие фэнтези не фантастикой, воспитаны на книгах этого жанра, издававшихся в советское время. Тогда термина "фэнтези" практически никто не знал. Фантастику издавали в основном именно из разряда "научной фантастики". Именно поэтому при слове "фантастика" они представляют именно "научную", а всё остальное - "это уже не то". Может быть в чем-то они и правы, но...

Я не буду навязывать никому своей точки зрения. Для себя я давно решил, что термин "фантастика" очень широк. И лично для меня фэнтези это один из его жанров


[Источники...]Источники

www.artchive.ru/artists/65344~Frenk_Frazetta/works/358709~Kosmicheskaja_ataka
www.classes.ru/
www.gatchina3000.ru/big/index.htm
www.slavcenteur.ru/Proba/Kovtun/kovtun_vymysel.pdf





Смотрите также:



Книги нашего детства.
Советская фантастика
Книги нашего детства.
Зарубежная фантастика
Лучшие фантастические сериалы
2016 года



Tags: фантастика

Posts from This Journal “фантастика” Tag

promo dubikvit сентябрь 19, 14:04 53
Buy for 90 tokens
В этом году замечательной мультипликационной студии «Союзмультфильм» исполнилось 80 лет. Персонажи, которые подарила нам эта студия знакомы нам с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 144 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Bestptitsarukh

December 18 2016, 17:51:57 UTC 5 months ago

  • New comment
Как человек, имеющий к фантастике и фантастиковедению прямое и профессиональное отношение, могу ответственно сказать, что SF&F - единый корпус текстов, внутри которого есть свои бранчи, но нет принципиального расхождения.

В принципе, это исчерпывающе сформулировал сэр Артур Кларк в одном из своих законов: "При определённом уровне развития технология не отличима от магии".

Обратившись к истории, мы видим, что данного разделения не существовало никогда, за исключением отдельных (и локальных) эпох, когда некое творческое объединение провозглашало некий манифест - например, американский "Золотой век НФ", инспирированный Хью Гернсбеком. В конце концов, трудно найти сколь бы то ни было значимого автора, который не попробовал бы себя в разных направлениях.

И потом. У нас принято путать "научную" и "научно-техническую" фантастику. В этом смысле Толкиен, с его искусственными языками и филологическими штудиями - фантастика именно что научная. Если, конечно, вы считаете лингвистику наукой. И супруги Дяченко пишут сугубо научную фантастику, потому что психология - тоже наука.

Кроме того, у "твёрдой НФ" очень непродолжительный "срок годности": чем более скрупулёзно автор старается соответствовать последним научным веяниям, тем меньше от написанного им сохраняет ценность: наука-то не стоит на месте. Можно ли сегодня считать "научным фантастом" Жюля Верна с его идеями запускать человека в космос из пушки? Куда отнести весь пласт литературы о марсианах, от У.Р. Берроуза и А.Н. Толстого до Рэя Брэдбери? (Брэдбери, впрочем, на "научность" никогда и не претендовал - потому его и будут читать ещё много-много лет.) А куда отнести Желязны с его "Бессмертным"? Саймака с "Городом"?

В общем, разделять SF&F на две "разные фантастики" - подход бессмысленный и дилетантский. Впрочем, дилетанты на то и дилетанты, что им хоть кол на голове теши - они всё равно будут считать своё мнение истиной в последней инстанции. Что с них взять.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →