Виталий Дубогрей (dubikvit) wrote,
Виталий Дубогрей
dubikvit

"Гостья из будущего" и "Сто лет тому вперёд". Сравнение фильма и книги

000

Среди поклонников миров Кира Булычева, а если быть точнее Алисы Селезнёвой (ну или её приключений) давно идут споры о книге "Сто лет тому вперёд" и фильме "Гостья из будущего". Лично для меня оба этих произведения любимы с детства, каждое по-своему. Книгу я прочитал за год или два до того как увидел фильм. И поэтому ждал его выхода с большим нетерпением. И могу сказать, что я не был разочарован фильмом. В те времена мы не были избалованы голливудскими спецэффектами. А небольшие различия в сценарии не сильно бросались в глаза детскому взгляду. Но для любителей сравнить сценарий и первоисточник, сделаны представленные ниже результаты сопоставления фильма "Гостья из будущего" и текста повести "Сто лет тому вперед", Алисы арсеновской и Алисы булычевской.

Итак, начнём!


И начать надо, конечно с заглавия. "Гостья из будущего" и "Сто лет тому вперёд". В первом случае движение из будущего, во втором в будущее.

Далее, фамилия главного героя Коли. В фильме Коля Герасимов, а в книге – Наумов

001

Кстати, в книге читатель узнаёт, какой из трёх Коль был в будущем, только вместе с Алисой. Понятно, что в фильме это сделать практически невозможно и мы изначально информированы, какой именно Коля был в будущем


Станция с машиной времени

002

В фильме она находится в подвале заброшенного дома. Дежурного на станции нет. Коля находит машину, следуя за Полиной, исследователем из будущего.

В книге она находится в квартире Колиного соседа, Николая Николаевича. Станция обслуживается постоянным дежурным, с которым Коля знаком.


В фильме машина времени обнаруживается в результате слежки, инициатором которой был Фима

003

В книге Фима никак не участвует в её обнаружении (разве что косвенно: Коля проникает в квартиру Николая Николаевича, чтобы снять мерки с фрегата по просьбе Фимы)


Дата отправления в будущее

В фильме это 13 апреля 1984 года. Указания на день недели отсутствуют; логично, однако, предположить, что это не воскресенье, поскольку вряд ли Коля стал бы надевать школьную форму и пионерский галстук, чтобы сходить за кефиром.
В книге это апрельское воскресенье 1976 года. Точная дата не указана

004

Дата прибытия в будущее

В фильме - апрель 2084 года, воскресенье. Точная дата не упоминается. Таким образом, интервал перемещения составил ровно 100 лет
В книге - 11 апреля 2082 года. Интервал перемещения составил 106 лет

005


Родители Коли

В фильме фигурирует только Колина мать, Инна Кирилловна; однако, слова Коли "Скоро мои приезжают, а я обещал" и "А как же мои?" можно рассматривать как косвенное указание на существование отца
В книге они иногда упоминаются в тексте, однако, они никогда не выходят на передний план, не произносят никаких слов. Имена неизвестны

006


Место учебы Коли

В фильме 6-й "В" класс 20-й московской школы. О профиле школы Коля не упоминает

007

В книге 6-й "Б" класс 26-й московской школы. По словам Коли, школа английская

008


Колин дом

В фильме здание советской постройки, находится в Богословском переулке
В книге Дореволюционной постройки, располагается в переулке Сивцев Вражек (в этом переулке в 40-х годах жил Кир Булычев)

009


Кефир

В "Гостье из Будущего"
Коля путешествует в будущее с пустыми бутылками и покупает кефир лишь по возвращении в свое время.

010

Купленным кефиром Коля угощает Фиму, причем тот выражает свое неудовольствие, предпочитая кефиру молоко. По словам Коли, он думал о кефире даже на космодроме.

011

К кефиру в нашем времени пристрастился Весельчак У

012

В книге Коля покупает кефир до перемещения в будущее, утром же выпивает один стакан. Кефиром питается дедушка Павел. По словам Фимы, кефир входит в его диету


Машина времени

В фильме довольно современная установка из пластика

013

В книге Похожа на будку телефона-автомата, но покрупнее

014


Кнопки на машине времени

В фильме
Ряд небольших кнопок (7 белых, между которыми – 3 красных с цифрами 1,2 и 3) и индикаторы с надписями Исходная станция, Конечная станция и Переброска закончена. Машина включается при помощи кнопки "Пуск". Функция встроенного «Кубика Рубика» неизвестна.

015

Радует что выглядела не таким образом (а может это опытный образец из более раннего времени)

016

в книге
Два ряда кнопок, ряд переключателей и ряд циферблатов. Под кнопками стоят номера и непонятные значки; под двумя кнопками есть надписи. В 1976 г.: Промежуточная станция и Конечная станция. Машина включается при помощи переключателя, имеющего две позиции: "Вкл." и "Выкл.". После выбора станции необходимо повернуть переключатель "Пуск"

017


Институт времени

Футуристическое здание из стекла и пластика (подвешенное на тросике перед камерой)))

018

"Дом был высокий, этажей в двадцать. Но окон в нем было мало. И мало углов. Как будто кто-то взял напильник и обстругал дом. Он был переливчатого, перламутрового цвета. В некоторых местах строитель забыл сгладить выемки и выпуклости, но потом Коля догадался, что это сделано нарочно. В выемках были балконы, а выпуклости были затянуты стеклом, словно стрекозиные глаза"

019


Робот-уборщик в Институте времени

В фильме биоробот Вертер, "гуманный" и "романтично настроенный", обладающий вполне человеческим обликом. Предпочитает использовать традиционные орудия труда: метелку, косу, гусиное перо. Помимо хозяйственной деятельности, выполняет учетно-административную работу в Институте

020

В книге "…странное существо, то ли рыцарь-лилипут, то ли пылесос на ножках. Головы у уродца не было, зато многочисленные ручки прижимали к бокам и спине листочки, сор, а круглые щетки выскакивали из-под карлика и, вертясь, обмахивали перила и ступеньки, а мусор загоняли в блестящий мешок, прикрепленный сзади"

020 2


Дедушка Павел

В "Гостье из будущего" это Павел Полосков, отец Федора Полоскова, капитана космолета "Витязь". Ему 132 года (т.е. он приблизительно на двадцать лет старше Коли, 1951 или 1952 г. рождения), одет он в элегантную тройку (в т.ч. и в "пиджачок") и пользуется тростью. Учился дедушка Павел в 59-й школе, на Староконюшенном (в этой школе учился Кир Булычев)

021

В книге фамилия дедушки Павла не известна, в родстве с капитаном Полосковым он не состоит, ему почти 117 лет (т.е. он на год-два младше Коли, родился 12 апреля 1965 г.), он ездит на одноколесном велосипеде, "одет, как акробат: в зеленое облегающее трико и красные мягкие тапочки". Работает он в метеорологическом управлении, таскает облака. Павел окончил 123 английскую школу, на Проспекте Мира

022


Встреча с инопланетянами

Коля встречает гуманоидов с Альфа-Центавры, интересующихся Музеем Пушкина

023

Коля встречается с представителями негуманоидных цивилизаций, лингвистами по специальности. Разговор идет о футболе

024

Другие встречи

Коля встречается с девочкой во флипе

025

со школьниками на космодроме

026

Электроном

027

знакомится с профессором Селезневым

028


Коля встречается с девочкой с пружинами вместо туфель, с юными биологами, строителями домов, капитаном Полосковым, Электроном, школьниками на космодроме, Миленой Митиной

029


Космические пираты

Крыс и Весельчак У прибыли на Землю специально за миелофоном. Оба пирата умеют перевоплощаться. Они агрессивны, нападают на сотрудников космопорта и принимают их облик

030

Крыс и Весельчак У прибыли на Землю транзитом, намереваясь попасть на Плутон. О миелофоне они узнают случайно. Принимать различные формы умеет только Крыс, используя для этого гипноз. Пираты-"зайцы" терпят фиаско при попытке улететь с Земли; их обнаруживают и с позором выпроваживают с космодрома.

031

В нашем времени Крыс предпочитает носить облик Наполеона

032


Зоопарк для космических животных

033

В фильме Космозоо – в книге Космозо

Встреча с пиратами в Космозоо

034

В фильме пираты летят в Космозоо, чтобы похитить миелофон у Алисы. Коля гонится за ними, чтобы им помешать. В книге пираты попадают в Космозо без определенной цели, а Коля и вовсе случайно


Общение Коли с пиратами

035

В фильме Коля разговаривает с пиратами, принявшими облик Электрона Ивановича и козла Наполеона. Он знает о способности пиратов к перевоплощению. В книге Коля напрямую не общается с пиратами в будущем и не знает о способности Крыса принимать чужой облик


Переходим к Алисе

возраст, внешний вид

В фильме о возрасте Алисы ничего не известно. В своем времени она учится в шестом классе
Вот как её описал Фима Королёв: "Она маленькая, волосы короткие, глаза – во! – и смотрит не по нашему"

036

Не в восторге от неё оказался и школьный учитель физкультуры: "Да… Честно скажу, впечатления не производишь"

037

В книге даётся такое описание Алисы: "…на вид Алиса была самая обыкновенная девочка, лет двенадцати, волосы у нее были светлые, коротко подстриженные, глаза голубые, ноги длинные, все как у людей, даже немного загорелая". Ей 11 лет

038

Алиса в Космозоо

В фильме Алиса ставит эксперимент по чтению мыслей Сени – животного, на вид не отличающегося от крокодила. Сеня плавает в пруду и думать не хочет. Похоже, Сеня в "ГиБ" объединяет в себе двух персонажей "СЛТВ" – Бронтю и пустотел. Алиса одета в красное платье

039

В книге Алиса ставит эксперимент по чтению мыслей пустотела – животного? растения?, внешне напоминающего обрубок бетонной трубы. Пустотел думать не хочет. Затем Алиса играет с динозавром Бронтей, плавающим в пруду. Алиса одета в красный комбинезон

040


Похищение миелофона

Чтобы украсть миелофон, пираты прибегают к хитрости, перевоплощаясь и отвлекая внимание Алисы. Коля пытается предупредить Алису, но опаздывает

041

Коле удается предотвратить попытку пиратов напасть на Алису с целью похищения миелофона. Пираты крадут миелофон, пока Алиса катается на Бронте, оставив аппарат на берегу

042

Информация о Коле

Коля сам рассказывает Электрону Ивановичу о том, что он прибыл из XX века, где учится в 20-й школе, в 6 "В" классе. Алисе эти данные передает козел Наполеон

043

Коля никому в будущем не говорит о том, что прибыл из XX века. Он оставляет надпись на скамейке: "Коля, 6-й класс "Б", 26-я школа". Алиса узнает об этом от роботов-уборщиков


Перемещение в прошлое
В фильме первым возвращается в свое время Коля. Алиса перемещается в прошлое вслед за пиратами

044

В книге первым возвращается в свое время Коля. Пираты перемещаются в прошлое вслед за Алисой


ДТП с троллейбусом

Хотя кадры фильма убеждают, скорее, в том, что Алиса успела-таки перебежать дорогу, следует заметить, что по версии ГиБ, во всяком случае, не Алиса натолкнулась на троллейбус, а троллейбус натолкнулся на Алису

045

В книге Алиса перебегала улицу и натолкнулась на троллейбус. Ушибла себе голову, получилось сотрясение мозга
- Как грохнулась головой о троллейбус - хорошо еще, что не попала под него.
- Лоб у тебя крепкий.
- Ты не представляешь, как больно было.
- Представляю. Мне аппендицит под местным наркозом вырезали. Это похуже, чем по троллейбусам головой стучать.


Коля рассказывает Фиме о путешествии в будущее

В фильме Коля рассказывает Фиме сразу же по возвращении из будущего. Таким образом, встретив Алису в первый раз, Фима догадывается, что она из будущего

046

В книге Коля рассказывает обо всем Фиме только после того, как Алиса появилась в школе


Юля Грибкова

047

В фильме неизвестно, с каким диагнозом Юлька лежит в больнице. Намек на заболевания внутренних органов можно усмотреть лишь в вопросе Алика Борисовича "Как живете, как животик?" Правда, физическую активность Юльки вряд ли можно приписать человеку, несколько дней назад перенесшему полостную операцию
В книге Юлька перенесла аппендицит, находится в больнице на послеоперационном лечении

Признание Юльке

В «Гостье» Алиса рассказывает Юле о том, что она из будущего, до визита пиратов

048

В книге Алиса открывает всё Юле только после ночной истории с выпиской

049


Эпизод с выпиской

Алиса делает вид, будто узнала "папочку"; Юлька ничего не предпринимает

050

Алиса отчаянно сопротивляется Весельчаку, Юлька приходит на помощь.
" — Где моя доченька? — сказал толстяк тонким голосом. — Где мое сокровище? — И он, широко раскрыв толстые ручищи, пошел прямо к Алисе. — Идем, идем домой, в семью, к папе и маме, — говорил толстяк, надвигаясь на Алису, как паровоз.
— Нет! — закричала вдруг Алиса. — Не смейте подходить ко мне! — Она сидела в кровати, прижавшись спиной к стене и закрывшись одеялом до самого подбородка. — Не смейте! Вы никакой мне не отец! Я вас где-то видела, но вы мне не отец!"

051


Побег из больницы

Алиса убегает из больницы вместе с Юлькой сразу же после ночного визита пиратов, на рассвете. По пути они встречают Фиму Королева

052

Алиса совершает побег одна, после выписки Юли и после второго визита пиратов, во второй половине дня. По пути она встречает Фиму Королева и Колю Сулиму

053


Использование миелофона

Для использования миелофона не требуется наушник; при этом слышать мысли может только пользователь, но не окружающие. Настройка производится поворотом кристалла.
Коля и Фима не используют миелофон. Кроме Алисы, миелофон. использует только Коля Сулима, в ее присутствии. Алиса ничего не имеет против. Дает ли Алиса послушать еще кому-то – неизвестно

054

Мысли прослушиваются через наушник с проводком. Настройка производится при помощи колесика внутри сумки с прибором.
И Коля, и Фима сами пользуются миелофоном. В ответ на просьбу Фимы Алиса отвечает, что никому не даст миелофон, однако потом дает послушать всем; только Коля Сулима отказывается

055


Шахматы

В шахматы играет сам с собой Вертер;

056

в шахматы играют девочки на уроке английского; с шахматами приходит на урок Коля Сулима.

057

Отснятый эпизод с сеансом одновременной игры, как известно, не был включен в фильм


В книге В шахматы хорошо играет Коля Сулима, он изучает учебник шахматных дебютов, по предсказанию Алисы, он станет чемпионом мира; в школе устраивается сеанс одновременной игры с гроссмейстером; Боря Мессерер дарит Алисе ее портрет в шахматной короне

058


Физкультурник

В фильме Эдуард Александрович, высокий сухощавый молодой человек. Прозвище "Илья Муромец", дважды упоминающееся в фильме и отсутствующее в книге - скорее, ироничное

059

В книге Эдуард Петрович.
"Вообще-то он был борец, тяжеловес, а как бросил спорт, растолстел, облысел и совсем не был похож на спортсмена. Хотя все знали, что он удивительно сильный".
Из-за солидной комплекции физкультурника Алиса с Юлей путают его с Весельчаком, когда он с Мартой пытается их догнать

060


"Подвиги "Алисы в школе

В фильме: Английский язык,

061

прыжки в длину;

062

прыжки в высоту (после уроков, по заказу Марты Скрыль)

063

В книге Английский язык, волейбол, математика, география, шахматы, прыжки в высоту

064


Жизнь пиратов в нашем времени

В фильме больших подробностей о том как жили в нашем времени пираты нет. Можно лишь сделать вывод об увлечении пиратов антиквариатом (достаточно развитая в сценарии тема сохранилась намеками лишь в двух-трех эпизодах фильма; причем, если в сценарии инициатором поиска старых вещей был Крыс, в фильме это, скорее, Весельчак)

065

Пираты не ищут себе жилье, но поселяются в том же заколоченном доме, где находится машина времени

066

В книге описываются многие подробности пиратской жизни.
Пираты воруют продукты, гипнотизируют кассиршу в магазине, чтобы добыть себе одежду.
Они устраиваются на работу в киносъемочную группу.
"Пираты завтракали и ужинали в ресторане, пили коньяк, ездили на такси, им вечно не хватало денег, и они воровали со съемочной площадки ценные приборы"
Крыс увлекается искусством; Весельчак "тащит его на поиски Алисы и Коли"


Ишутин

В фильме имя молодого человека, вводящего в заблуждение Алису, остается неизвестным (фамилия приводится лишь в титрах). О его профессии также не упоминается; разве что "Книга о вкусной и здоровой пище", которую он читает, может служить косвенным указанием. Скорее всего, не курит, зато имеет при себе градусник и свежую морковку
"Нет, ребята. Его уже не перевоспитать"

067

В книге Петр Ишутин, старший повар в ресторане. В момент похищения Коли курит трубку и читает детективный роман.
"— Он безнадежен, — сказала Алиса. — Его не перевоспитаешь. Таких людей лечить надо"


Сражение с пиратами

В фильме Алиса не участвует в финальной схватке с пиратами. Ребята беспомощны перед вооруженными бандитами

068

помощь приходит из будущего от Полины

069

Марта Эрастовна спасает Алису, Колю от Весельчака

В книге Алиса сражается с Крысом (Весельчак в этом не участвует) вместе с ребятами. В конце концов, Крыс обезоружен, и Алиса держит его под прицелом пистолета. Марта Эрастовна не присутствует в финальных эпизодах повести

070


Предсказания Алисы

В Фильме:
Садовский станет обыкновенным инженером и изобретет самую обыкновенную машину времени. Мила... станет детским врачом. К ней будут прилетать со всей галактики. Лена Домбазова... станет... киноактрисой. О ней будут писать стихи. А стихи будет писать… Да, Коля Герасимов.
ФИМА.: Алиса, а обо мне ты забыла!
АЛИСА: Ты... хочешь быть известным путешественником?
Ф.: Конечно, что за вопрос?
АЛИСА: Значит, будешь им. Но, к сожалению, в твоих книгах о путешествиях будут ошибки... от желания приукрасить

В книге:
— Нет, вы не правы, — сказала Алиса, — мне лучше знать. Я из будущего. В будущем не станет обыкновенных людей. На Земле будет жить пять миллиардов исключительных, знаменитых, одаренных людей. И среди них, — тут Алиса коварно улыбнулась, — будет только один обыкновенный человек — Коля Сулима. К нему специально будут приезжать на экскурсии из других стран. Он будет самым обыкновенным в истории человечества чемпионом мира по шахматам и изобретателем машины времени
— А вот Коля Садовский станет знаменитым писателем, сказочником. Он будет писать удивительные фантастические сказки
— Юлька будет детским врачом. К ней приедут лечиться со всех концов света. Мила Руткевич станет учительницей, директором школы. И очень строгим...
— Лариса будет знаменитой киноактрисой. Ее портреты будут висеть во всех кинотеатрах
— Коля Наумов станет строителем домов
— Фима Королев станет инженером. Он стал бы великим инженером, если бы поменьше хвастался


После боя

Полина не особо настаивает на том, чтобы ребята не рассказывали никому о случившемся, и не рассчитывает, что они сохранят тайну, поскольку полагает, что им все равно никто не поверит

071

Николай Николаевич вполне серьезно просит ребят хранить молчание о происшедшем и говорит, что от того, насколько хорошо им получиться сберечь эту тайну, многое зависит

072


Прощание с Юлькой
В фильме
АЛИСА: Если я смогу, я тебе обязательно напишу
В книге
Юлька поцеловалась с Алисой. И Алиса успела шепнуть ей на ухо:
— Мы с тобой скоро увидимся

073


[Источники...]

Использованы кадры из фильма П. Арсенова "Гостья из будущего", иллюстрации Е. Мигунова и Н. Орловой
Сравнительный анализ А. Фетисовой и Л. Троепольской
www.kosmonet.info
www.rusf.ru
www.diafilmy.su
www.tech.onliner.by





Смотрите также:



Как снимали
"Гостью из будущего"
30 лет
"Гостье из будущего"
Книги нашего детства.
Советская фантастика



Tags: ГиБ, кино, литература, фантастика
Subscribe

Posts from This Journal “фантастика” Tag

promo dubikvit сентябрь 19, 14:04 56
Buy for 90 tokens
В этом году замечательной мультипликационной студии «Союзмультфильм» исполнилось 80 лет. Персонажи, которые подарила нам эта студия знакомы нам с пеленок. Мы все выросли на этих мультфильмах. Ждали их каждый день в "Спокойных ночах", подчеркивали в программках чтобы не пропустить на каникулах…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 302 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →